«Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
села Падинского Новоселицкого района
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (интеллектуальными нарушениями)
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработано:
воспитатель Батурина Е.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………3
Цель и задачи организации содержания духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ …………………………………………………...5
Структура программы ……………………………………………………6
Формы и методы духовно-нравственного развития младших школьников с ОВЗ ………………………………………………………………20
Тематическое планирование …………………………………………….22
Условия реализации основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ ………………………………………………….29
Планируемые результаты духовно-нравственного развития ………..31
Список литературы ………………………………………………………35
Приложение ………………………………………………………………36
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное развитие ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В современном мире проблема духовно-нравственного развитиядетей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Воспитание таких детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно-нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
недостаточностью исследования темы духовно-нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
низким образовательным статусом семей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ), которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных;
ростом количества детей с ОВЗ;
недостаточной методической и практической базы для духовно-нравственного развития детей с ОВЗ.
Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми с ОВЗ духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность духовно-нравственного развития.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника с ОВЗ.
Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребёнка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, адаптированная основная образовательная программагосударственного казенного общеобразовательного учреждения«Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» селаПадинского Новоселицкого района.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Цель программы: создать социально-педагогические условиядля воспитания, развития и становления личности младшего школьника с ОВЗ, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ содержит пять разделов.
I. Цель, задачи и ценностные установки духовно-нравственного развития обучающихся.
II.Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся младших классов с ОВЗ.
III.Основное содержание духовно-нравственного развития обучающихсяначальной школы с ОВЗ.
IV.Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся.
V.Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития младших школьников с ОВЗ.
Цель, задачи и ценностные установки духовно-нравственного развития обучающихся
Цель и задачи духовно-нравственного развития личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе сформулирована основная цель духовно-нравственного развития личности школьника с ОВЗ на ступени начального общего образования: социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик обучающегося, а именно:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свою семью, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Общими задачами духовно-нравственного развития являются:
В области формирования личностной культуры
В области формирования социальной культуры
В области формирования семейной культуры
- реализация творческого потенциала во всех видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ценностные установки духовно-нравственного развития обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Портрет будущего выпускника – гражданина России
- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою Родину, не разделяющий мир на чужих и своих.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов.
Для решения поставленных данной Программой задач определены приоритетные направления:
№п/п
Направления
Базовые нравственные ценности
1
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
4
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
5
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Основное содержание духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы с ОВЗ
Реализация Программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности:
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей вовнеучебной деятельности, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
Опыт реализации Программы развития общественно-активной школы позволит использовать уже созданное пространство. Согласованные усилия всех социальных субъектов-участников образования дают его полноценное функционирование, т.е. социально открытый уклад школьной жизни. Уклад школьной жизни является педагогически целесообразной формой приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребёнка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
1. Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании Программы духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы с ОВЗ должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
2. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
3. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
4. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
5. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
6. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
7. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно- нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
8. Принцип индивидуально-личностного развития. Для успешной социализации и самоопределения личности младшего школьника необходима педагогическая поддержка развития способностей и таланта каждого ребёнка.
Содержание Программы:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России ;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в музеях, храмах, дома, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о роли труда, значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке творческих проектов.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни:
уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
положительное отношение к семейным традициям и устоям;
применение приемов и методов сохранения и укрепления своего здоровья;
способы профилактики некоторых заболеваний;
знание о вредных привычках и формирование отрицательного отношения к ним;
потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музеям;
интерес к занятиям художественным творчеством;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся
Результат в данном случае - это принятие обучающимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; и на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной Программы.
Посредством наблюдения за детьми на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях необходимо отслеживать речь детей, их поступки, мотивацию действий и на основании анализа наблюдений делать вывод том, насколько педагогу удалось внести свой вклад в решение задач воспитания - принятия детьми нравственных ценностей.
V. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития младших школьников с ОВЗ.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации Программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:
·Воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
·Эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Для изучения полученного уровня результатов предлагаетсяприменять следующие методики:
- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - методика «хороший ли ты сын (дочь)?».
Перечисленные диагностические методики помещены в Приложение.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Реализация Программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельностьнаправлена на социализацию обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Задачивнеурочной деятельности:
- реализация индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей
- обучение школьников способам овладения различными видами внеурочной деятельности;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения
- формирование и развитие детских коллективов, совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена в различных формах её организации, отличных от урочной системы обучения:
- встречи с интересными людьми, игры по интересам.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются ресурсы школы, учреждений культуры (библиотека, Дом культуры, музей). Для проведения занятий есть спортивное оборудование, спортивный зал, кабинет музыки, школьная библиотека, компьютерный класс, школьный музей.
Задействованы ресурсы уже существующих объединений: «Юный эколог», «Кисточка», «Хозяюшка», «Оч.умелые ручки», «Рукодельница», «Олимп»и опыт организации праздников и концертов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Сроки проведения
Тема
Форма проведения
1
Сентябрь
Правила поведения на уроке и на перемене
Беседа
Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)
Беседа
Правила поведения в столовой
Беседа
Правила поведения в библиотеке
Беседа
2
Октябрь
Правила поведения на школьном дворе
Беседа
Презентация
Что такое «добро» и «зло»
Беседа
«Волшебные» (добрые) слова
Беседа
Добрые и недобрые дела
Беседа
3
Ноябрь
Ты и твои друзья
Беседа
Помни о других – ты не один на свете
Просмотр мультфильма
«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)
Беседа
Как быть прилежным и старательным
Беседа
4
Декабрь
Наш труд в классе
Приводим класс в порядок
Мой ежедневный труд дома
Беседа
Культура внешнего вида
Беседа
Каждой вещи – своё место
Индивидуальная работа
5
Январь
Умей ценить время – своё и чужое
Беседа
Как вести себя дома и на улице?
Беседа
6
Февраль
Как приветствовать людей и знакомиться с ними
Беседа
«Дорога добра»
Беседа
«День защитника отечества»
Мероприятие
«Добро и зло в сказках»
Беседа. Просмотр мультфильма.
7
Март
«Традиции семьи»
Беседа
«Мамин день-8 марта»
Вставка рисунков.
Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время весенних каникул
Инструктаж
«Можно ли общаться без слов?»
Беседа.
8
Апрель
«День смеха»
Презентация
Государственный праздник – «День космонавтики»
Конкурс рисунков
«Доброта творит чудеса»
Беседа
«Если добрый ты – это хорошо»
Беседа
9
Май
Демонстрация – что это такое?
Презентация
«9 мая – День Победы»
Экскурсия в парк «Победы»
Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время летних каникул
Инструктаж
1 июня – «День Защиты детей»
Игры на улице
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Сроки проведения
Тема
Форма проведения
1
Сентябрь
Что такое школьная дисциплина
Беседа
Люби книгу
Беседа о книгах
Твоя школа.
Беседа
Твой класс.
Беседа.
2
Октябрь
Соблюдение чистоты и порядка.
Порядок в классе
Беседа
Внимательность к окружающим.
Презентация
Обязательность, дал слово - держи его.
Беседа
Как ты разговариваешь с товарищами
Беседа
3
Ноябрь
Доброжелательность в общении.
Беседа.
Поступки твои и других (их оценка).
Беседа.
Правдивость, честность.
Беседа.
Правило «Учусь все делать сам».
Беседа.
4
Декабрь
Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
Беседа.
Что значит быть бережливым?
Беседа.
Как ты выполняешь правила личной гигиены.
Беседа.
Одежду нужно беречь.
Беседа.
5
Январь
Правила поведения в кино.
Беседа.
Правила поведения в театре.
Беседа.
6
Февраль
Правила поведения в музее.
Беседа.
Правила поведения на выставке.
Беседа
Меня пригласили на день рождения
Бесед.
«Добро и зло в сказках»
Беседа. Просмотр мультфильма.
7
Март
Бережное отношение к природе.
Беседа.
Чему нас научили уроки нравственности
Беседа.
Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время весенних каникул
Инструктаж.
«Можно ли общаться без слов?»
Беседа.
8
Апрель
«День смеха»
Беседа.
Государственный праздник – «День космонавтики»
Конкурс рисунков.
«Доброта творит чудеса»
Беседа.
«Если добрый ты – это хорошо»
Беседа.
9
Май
Демонстрация – что это такое?
Презентация
«9 мая – День Победы»
Экскурсия в парк «Победы»
Профилактические мероприятия по охране жизни и здоровья во время летних каникул
Инструктаж
1 июня – «День Защиты детей»
Игры на улице
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Сроки проведения
Тема
Форма проведения
1
Сентябрь
Этикет разговора. Умение знакомиться со сверстниками и взрослыми. Недопустимость обидных действий знакомящихся.
Беседа.
Обращение к разным людям. Волшебные слова, правила приличия- что это такое?
Презентация
Обращение к разным людям.
Презентация
Вежливый отказ, несогласие.(Требования к поведению, тон и формы обращения к товарищам, родным, близким людям).
Беседа.
2
Октябрь
Этикетные ситуации.(Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика).
Беседа
Этикетные ситуации.
Беседа
Афоризмы.(Значение взаимопомощи и ее мотивация.Важность бескорыстного отношения к окружающим)
Беседа
Разговор по телефону.
Беседа
3
Ноябрь
Играем роль воспитанного человека.
Беседа
Что значит быть вежливым?
Беседа
Мои достоинства и недостатки.
Беседа
Помогаю другим своим трудом дома и в школе.
Беседа
4
Декабрь
Уроки самокритики.
Беседа
Большое значение маленьких радостей.
Беседа
О хороших и дурных привычках.
Беседа
О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики.
Беседа
5
Январь
Афоризмы о самовоспитании.
Беседа
Заповеди: как мы их исполняем.
Беседа
6
Февраль
О сострадании и жестокосердии.
Презентация.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними
Беседа.
«День защитника отечества»
Мероприятие
Лгать нельзя, но если...?
Просмотр мультфильма.
7
Март
Всегда ли богатство - счастье?
Беседа
«Мамин день-8 марта»
Вставка рисунков.
Спешите делать добро.
Беседа
«Можно ли общаться без слов?»
Беседа.
8
Апрель
Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.
Просмотр видеосюжета Творческая работа
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Просмотр мультфильма.
«Как сердцу высказать себя?»
Беседа.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
Разыгрывание ситуаций.
Игры.
9
Май
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
Беседа.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
Беседа.
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».
Беседа.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
Беседа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
Сроки проведения
Тема
Форма проведения
1
Сентябрь
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
Презентация.
Культура общения в современной семье.
Беседа.
Культура общения в современной семье.
Беседа.
О терпимости к ближнему.
Чтение книг.
2
Октябрь
Этикетные ситуации.(Поступки справедливые и несправедливые, их характеристика).
Беседа.
Культура спора.
Беседа о спорте.
Этикетные ситуации.
Беседа.
В мире мудрых мыслей.
Значение слов МУДРЕЦ, МУДРОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬ.
3
Ноябрь
Играем роль воспитанного человека.
Беседа
«Познай самого себя». Тестирование.
Беседа.
Самовоспитание.
Беседа.
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.
Беседа.
4
Декабрь
Как я работаю над собой.
Беседа.
О терпении.
Значение слова ТЕРПИМОСТЬ. Беседа о терпимости.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
Беседа.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Презентация
5
Январь
Об источниках наших нравственных знаний.
Беседа.
Совесть - основа нравственности.
Беседа.
6
Февраль
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
Просмотр мультфильма.
«Досадно мне, что слово честь забыто».
Беседа.
Заветы предков.
Беседа. Чтение рассказа.
«Как разговаривать по телефону?»
Беседа.
7
Март
Россияне о любви к Родине.
Беседа.
Твоя малая родина.
Презентация.
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
Просмотр видеосюжета.
«Можно ли общаться без слов?»
Беседа.
8
Апрель
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
Презентация
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
Беседа.
Нравственное содержание древних мифов.
Презентация.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.
Беседа. Просмотр мультфильма.
9
Май
Положительные герои в былинах и сказках.
Просмотр сказок
Отрицательные герои в литературных произведениях.
Чтение книг
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
Беседа
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Беседа
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Направления коррекционно-воспитательной работы по духовно- нравственному развитию обучающихся с ОВЗ реализуются во внеурочной деятельности. Содержание и используемые формы работы должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривать учёт психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.
1. Совместная деятельность общеобразовательной организации, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию обучающихся
Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовно- нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива общеобразовательной организации.
2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации Программы духовно-нравственного развития обучающихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Система работы общеобразовательной организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся, должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы (родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
− элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
− опыт социальной и межкультурной коммуникации;
− начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Планируемые результаты:
− начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
− нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
− уважительное отношение к традиционным религиям;
− неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
− способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
− уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
− знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
− ценностное и творческое отношение к учебному труду;
− элементарные представления о различных профессиях;
− первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
− первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
− потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
− элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
− первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
− первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
− знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к природе;
− первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
− элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
− первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
− личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Планируемые результаты:
− первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
− элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
− первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
− первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
− первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010. № Пр. - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
Кузьмичев И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. - 176 c.
Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Е. Д. Божович, Г. А. Вайзер, Ж. В. Гогота [и др.]; под редакцией Е. Д. Божович. - 2-е изд. - Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 400 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/88214.html (дата обращения: 26.10.2019).
Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016. - 271 с.
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- мне нравится выполнять домашние задания
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
- мне нравится дежурство в школе
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
- к земле
- к растениям
- к животным
- к природе
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
- я выполняю правила для учащихся
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
- я аккуратен в делах
- я опрятен в одежде
- мне нравится красивое вокруг меня
- я вежлив в отношениях с людьми
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
- я управляю собой
- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда,
4 – часто,
3 – редко,
2 – никогда,
1 – у меня другая позиция.
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень
3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень
2,8 – 2 – низкий уровень.
Диагностика уровня воспитанности школьника
(методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана)
3-4 класс
Я оцениваю себя вместес родителями
Меня
оценивает
учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
- мне интересно учиться
- я всегда выполняю домашние задания
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я старателен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я И ШКОЛА:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я участвую в делах класса и школы
- я добр в отношениях с людьми
- я справедлив в отношениях с людьми
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда,
4 – часто,
3 – редко,
2 – никогда,
1- у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень
3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень
2,8 – 2 – низкий уровень.
Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи
(методика С.Г. Макеевой)
Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус (–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.
Список утверждений
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Ключ, обработка и интерпретация результатов
Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:
- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.
Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.
Для простоты анализа считают результаты:
- низкий – ниже 60%,
- нормальный – в интервале 60-80%,
- высокий – в интервале 80-100%.
Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.
Диагностика нравственной сферы школьника
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
(методика Г.М. Фридмана)
Обучающихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой)
Предназначена для 1-2 классов
Ребёнку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребёнок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребёнок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Хороший ли ты сын (дочь)?»,
авторы Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И.
Предназначена для 3-4 классов
Инструкция : поставь напротив каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.