Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №24 «Золотая рыбка»
ПРОЕКТ
«Дорожка здоровья»
для детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Вартанян О.Н.
2019 г.
Паспорт проекта
«Дорожка здоровья»
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В. А. Сухомлинский.
Автор проекта: Вартанян Ольга Николаевна.
Тип проекта: творческий, познавательно–игровой,
педагогический.
Вид проекта: оздоровительный.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Проблема: Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.
Актуальность проекта:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов к оздоровительному процессу. Воспитателям и родителям необходимо уделять особое внимание укреплению здоровья ребёнка и формированию привычки здорового образа жизни. А также создавать для детей условия, которые дали бы возможность для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей.
Цель проекта:
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей.
Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Расширить знания детей и родителей о средствах и методах активного
оздоровления организма.
3.Уточнить понятия о строении организма человека.
4.Развивать воображение и творческие конструктивные способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своём здоровье.
Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Организационные:
Привлечь родителей к обсуждению и созданию детско–родительского творческого проекта.
Этапы реализации проекта:
этап – организационный.
Выбор темы, постановка целей и задач, подбор методической литературы, привлечение родителей к реализации проекта.
этап – практический.
– работа с детьми по образовательным областям.
3 этап – заключительный.
– презентация проекта.
Реализация проекта:
– взаимодействие воспитателей с детьми;
– взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги, дети, родители.
Ресурсное обеспечение:
Дорожка здоровья, помещение, магнитофон.
Ожидаемый результат:
Дети:расширение знаний детей о строении организма человека, о роли стопы для активного укрепления здоровья, о пользе массажных ковриков, ребристых дорожек.
Список используемой литературы
Борисова Е.Н. Система организации физкультурно оздоровительной работы с дошкольниками, 2006.
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007.
Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении (практическое пособие), 2006.
Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005.
Лосева В. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение, 2007.
Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, 2006.
Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья», 2009.
Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет, 2009.
Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. физическая культура в дошкольном детстве, 2006.
Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009.
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. М.: Изд – во Детство–Пресс, 2015. 96 с.
Чеменева А. А. Горбунова Л. В., Кривдина Г. В. Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования дошкольников, 2008.
Приложение №1.
Стихи, потешки, прибаутки.
***
Наши ножки проснулись,
Встрепенулись, потянулись,
И в колене не согнулись,
И ещё раз потянулись,
Потянулись, отдохнули.
– Наши ручки проснулись.
– Где ладошки? Тут?
– Тут!
– На ладошках пруд?
– Пруд.
– Палец большой – гусь молодой.
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал.
Этот палец суп варил,
Самый меньший – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот!
Дождь
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошёл сильней,
И по крыше бьёт быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей
(машут руками)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем,
И большими станем!
(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-хх).
***
Тили – тили – тили – дон,
Что за странный перезвон. То будильник наш звенит, Просыпаться нам велит. Прогоню остатки сна Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна Помогает здорово.
Мы проснулись, потянулись. С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И ещё один разок,
С боку набок повернулись, И обратно потянулись. Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают, Это бабочки летают.
Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шёл петух по двору,
Крикнул нам «Ку–ка–ре–ку!» Крыльями похлопал,
Ножками потопал.
Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку–ка–ре–ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
Я на солнышке лежу!
Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось (дети улыбаются). Вспомним солнечное лето, Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу.
(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я всё лежу,
И на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно (движения руками).
Вышли на берег крутой,
И отправились домой (имитация ходьбы).
***
Вы проснулись?
Улыбнулись.
Чтоб совсем проснуться, нужно потянуться.
Потянулись, потянулись
А теперь прогнулись
Повернулись все на спинку
Дружно сделали корзинку.
Сели на кроватки
Кулачком потрите пятки.
А теперь тихонько встанем и на месте зашагаем.
Руки в стороны, на пояс
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их.
Вправо нагнулись, влево качнулись
На носочках потянулись.
Вот здоровья в чём секрет:
«Всем друзьям, физкульт – привет!»
***
Просыпаются ребята,
Нам уже пора вставать.
Мы совсем не лежебоки, Любим мы играть, плясать. Потянулись – раз, два, три Улыбнулись – посмотри. Ручки к потолку подняли
Ими дружно помахали.
И головку повернём мы
Вправо, влево, вверх и вниз.
Тут проснулись наши ножки,
Зашагали по дорожке.
Мы к водичке подойдём
Глазки моем, щёчки трём
Окончательно проснулись,
Весело всем улыбнулись.
«ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ? СПАСИБО ЗАРЯДКЕ...»
***
Стихотворения: Ю. Дулепина «Соня одевается».
Утром Соня мается,
Соня обувается:
То пыхтит, то сопит,
Слезами заливается,
Всё равно башмачки
Никак не одеваются.
Тянет, тянет на носок,
Вдруг застрял внутри шнурок!
Туфельку снимаем,
Снова начинаем.
Вот уже почти одела,
Всё порядком надоело.
Местами перепутала:
Правый с левым спутала.
Слёзы наливаются:
«Никак не получается!»
Туфельки валяются:
«Мне они не нравятся!
Легче мамины надеть.
И не буду я реветь.
Мамины большие,
Удобные такие!
С ними справлюсь я сама!
Раз – одела, раз – сняла!»
***
Тихо–тихо–тихо–тихо,
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поёт,
Сны ребятам раздаёт:
«В этом сне – воздушный шарик,
В этом сне – собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо–тихо–тихо–тихо,
Сумрак, дрёма и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
***
Ну–ка, встанем по порядку
Начинается зарядка!
Чтобы нам скорей проснуться
Нужно дружно потянуться.
Руки вверх мы поднимаем
Даже тучки задеваем. (Руки вверх, стоя на носках)
А теперь проснись головка
Поворачивайся ловко! (наклоны головы по 2 раза в каждую сторону)
Ручки поднимаются
Туда – сюда качаются! (взмахи руками).
Приложение №2.
Дыхательная гимнастика
Я придерживаюсь, мнения многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие.
дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
дышать надо носом.
все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения.
привести свой организм в состояние глубокого расслабления.
воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.
Гимнастика после сна
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными интонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно – сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.