Просмотр содержимого документа
«Доклад "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста"»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад «Боровичок» ст.Шуйская
Доклад
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста»
Симанова Ольга Александровна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Февраль 2020год
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста»
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие - это актуальный вопрос на сегодняшний день.
В сентябре 2019 года, я стала работать на группе раннего возраста ( 1,5-2,5 года) передо мной стояла важная задача - сплочение коллектива, создание благоприятной среды не только для детей, но и для родителей дошкольников, привлечение их к жизни и деятельности детского сада с его радостями и заботами.
Для того, что бы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требовалась определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей по вопросу воспитания. Я решила организовать в нашей группе такую форму работы, которая формировалась бы в процессе деятельности, активизируя совместную творческую деятельность педагога, ребенка, родителя.
Для того, что бы наша работа была наиболее интересной и продуктивной я отдала предпочтение нетрадиционной форме работы при этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы работы (родительские собрания, лекции, практикумы, оздоровительные мероприятии, экскурсии) с родителями, а только дополняя их.
Сейчас хотелось бы рассказать, о более интересных, на мой взгляд, формах нашего сотрудничества с родителями, которые нам удалось провести за эти 5 месяцев работы.
Одной из форм работы в нашей группе является планирование и проведение тематических акций.
Такая форма работы позволяет охватить детей и родителей группы и даже всего дошкольного учреждения. Акции просты в исполнении и позволяют в течение короткого отрезка времени (до 2х недель) получить значимый по важности результат.
Наглядными итогами проведения акций становятся справки, фото отчеты, буклеты, плакаты, фильмы и, конечно же, продукт творческой деятельности детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируется положительное отношение родителей к детскому саду, а также создаются условия для установления контакта со своими детьми.
Тематические акции, ставшие уже традицией в нашей группе, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы. Наши акции носят общее название «День добрых дел», проводятся раз в месяц и имеют разную тематику.
«Субботник» привлечение родителей к созданию и благоустройству участка для прогулок (август)
«Подари цветок группе» (сентябрь) цель - экологическое просвещение воспитанников, оказание помощи в озеленении группы, воспитание у детей внимания к уходу за растениями.
«ПДД для малышей» (октябрь) привлечение внимания родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма
«Каждой пичужке, своя кормушка» ее целью является изготовление кормушек совместно с родителями, дать детям и родителям знания о птицах, что они едят. Воспитывать защитников природы. (ноябрь)
Во время проведения акций, родители так же узнают много нового, изучают новый материал.
Таким образом, работа с родителями в форме акции в нашей группе дала положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, которые стали активными участниками педагогического процесса, многие из них стали принимать активное участие в жизни группы. Проводимая работа показывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Семейные вернисажи
На наш взгляд удачной моделью взаимодействия является модель «родители-ребенок-педагог», и именно выставки детских творческих работ являются интересной формой взаимодействия с семьей. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Участие в совместной деятельности семьей, вызывает у ребенка большую радость. Мы дали название нашим творческим выставкам и назвали их «Семейный вернисаж»
«Семейные вернисажи» детских работ с родителями дают возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивают творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство. Выставки становятся стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые не делали этого раньше. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации творческих выставок поделок или рисунков. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок, «изюминок».
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Педагоги продумывают, какую помощь можем оказать родителям. Подготавливаем наглядный материал, который размещается на информационных стендах в группе. Делаем подборку ссылок, и полезные Интернет-ресурсы, помогающие родителям узнать нужную информацию. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью. Творческие поделки становятся украшением групп и помещений детского сада, украшают музыкальный зал к праздникам и досугам, развлечениям. В нашей группе прошли 4 семейных вернисажа:
«Моя любимая сказка»
Вернисаж проходил во время решения годовой задачи по театрализованной деятельности. Родители с удовольствием приняли активное участие в совместном творчестве с детьми. Результаты работы показали, насколько родители творчески подошли к изготовлению сюжета. Они окунулись в детство. Выставка доставила взрослым и детям радостные эмоции. Все участники выставки смогли проявить свои творческие фантазии. А те родители, которые не смогли по каким-то причинам принять участие в выставке - обещали, что в следующий раз обязательно поучаствуют!
Далее все работы стали украшением в театральном уголке группы и некоторые используются для показа театральных постановок ребятам.
«Осенние фантазии» выставка работ детей и родителей на осеннею тематику
«Новогодняя игрушка» в процессе этой выставки родители узнали о истории возникновения новогодней игрушки, какие виды игрушек бывают. Вместе с детьми изготовили игрушки, которые украшали нашу елочку в раздевалке.
«Я со спортом дружу»
Цель данного вернисажа пропаганда значимости физической культуры и спорта для здоровья. Обеспечить условия для обмена семьями положительным опытом физического развития детей. Создать атмосферу позитивного взаимодействия детей и взрослых группы.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить родителей, и они отплатят вам тем же. В нашем ДОУ мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу. Такая форма взаимодействия стала традиционной, но мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Клуб «Мамины сказки для малышей»
В сентябре месяце в нашей группе проходило родительское собрание по театрализованной деятельности для малышей, на котором было решено организовать в группе клуб «Мамины сказки».
Цель: укрепление детско- родительских отношений; предоставить родителям возможность общаться друг с другом и с детьми; способствовать наиболее благоприятному периоду адаптации к детскому саду.
Наш клуб существовал 4 месяца, за это время было родителями показано 3 сказки с использованием различного театра:
«Курочка Ряба» (кукольный театр)
«Колобок» (настольный театр)
«Репка» ( театрализованная постановка)
В процессе работы клуба, так же была организована работа с родителями по знакомству со сказками, которые подходят детям данного возраста. По знакомству с различными видами театра.
Газета для родителей «Жизнь замечательных детей или ЖЗД»
Одной из задач работы детского сада с семьёй является информативная. Она предполагает обмен полезной информацией по вопросам, касающимся воспитания и обучения ребёнка, его развития.
Одним из путей решения данной проблемы мы видим в создании информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты.
Газета «ЖЗД» издается первый год в нашем доу. Как в настоящей газете у нас есть заголовок, тема номера. Газета оформляется рисунками или фотографиями.
Основной целью газеты является донесение одновременно до всех родителей определенного объема необходимой информации.
Ведь очень часто у родителей нет времени ознакомиться с информацией, размещенной в помещении раздевалки группы, а газета позволяет дома, не торопясь все изучить. Современные родители – очень занятые люди, не всегда приходят на родительские собрания, консультации, зачастую ограничиваясь только короткими беседами с воспитателями во время утреннего приёма воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. А эта форма работы оказалась удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой дома и прочитать ее ни один раз и увидеть работу проделанную в детском саду с детьми.
Родительская газета является новой, эффективной формой педагогического информирования родителей. Газета используется как средство дистанционного обучения – педагогического просвещения родителей.
Первый наш выпуск был обобщающий (сентябрь – ноябрь) мы напомнили родителям о тех мероприятиях которые проходили в группе в данное время
Второй выпуск имел уже более узкое направление – «Физическое развитие детей»
Наш опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более активной и гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм работы с родителями