Просмотр содержимого документа
«Доклад "Эмоционально - ценностное отношение к природе на занятиях по ознакомлению с окружающим миром"»
Эмоционально - ценностное отношение к природе
на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Кожокарь Светлана Васильевна,
воспитатель КПП
средней школы №4 г. Житикары,
Статья отнесена к разделу:Формирование эмоционально - ценностного отношения к миру в системе дошкольного образования
Чистый воздух нужен и тебе и мне.
Пчёлам, рыбам, птицам и густой траве.
Береги природу, не сори нигде.
Мы нужны друг другу на большой земле!
Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал свое детство, зоологический музей, куда его водил отец и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша земля не превратилась в огромный « Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности. В том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой. Воспитание сопереживание к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают- «ласкают» котенка и пр.).
Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности. Экологическая культура как интегрированное понятие является важнейшей частью общей культуры человека, представляющей такую сферу бытия, позитивное изменение которой может создать перелом в преобразовании всей системы взаимоотношений между природой и обществом. Поэтому экологическую культуру правомерно считать регулятором системы «общество – природа». Экологическая культура включает систему экологических знаний, экологического мышления (способность устанавливать причинно-следственные, прогностические и другие виды связей), культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма).
Установлено, что главный механизм процесса воспитания и развития экологической личности – система отношений к природе. Поскольку от ее содержательной направленности, широты, глубины зависит действенность и качество взаимодействия ребенка с природой. Поведение ребенка в природе также зависит от того, какие чувства вызывают природные объекты. С какими смысловыми образованиями и как они связаны, какие ценностные ориентации сформированы по отношению к ним, как дети их воспринимают. Поэтому один из основных компонентов экологической культуры – эмоционально-ценностное отношение к природе, определяющее поведение ребенка. [5].
Известно, что процесс формирования экологической культуры в целом и эмоционально-ценностное отношение к природе в частности следует ориентировать на приобретение положительного опыта взаимодействия с природой, накопленного человечеством за историю огромного исторического, этнокультурного опыта нашей страны.
В педагогике идея воспитания у подрастающего поколения любви к природе занимает особое место (Я.А Коменский, И.Г. Пестолоцци, Ж.Ж.Руссо). В исследованиях по экологической психологии установлено, что отношение родной природе, выработанное в ориентациях и поведении, в дальнейшем переносится на всю природу в целом. Отношение к природе способно повлиять на изменение отношения к обществу, людям, самому себе; формирует привычки нравственные или аморальные, утверждает гражданскую или обывательскую позицию. И поэтому столь необходимо формировать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе уже в дошкольном возрасте. [1].
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождаются, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б.Рябинина « О любви к живому». « Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». [4].
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.
Много лет работая с дошкольниками, отмечаю, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не вызовется подвязать сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований школы и семьи.
У дошкольников часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собачкой играть», « Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантиком завязываю», « Люблю в лес ездить, с папой грибы собирать»), тем не иене ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка е природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшочках», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т.п. [7].
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». А во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в «Красную книгу», например сон – трава, ландыш, прочесть о них стихотворение; познакомить детей с некоторыми лекарственными травами, рассказать, почему их так назвали, какую пользу они приносят здоровью человека. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед, наблюдений дети бережней относятся к растениям не только редким, но и широко распространенным. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (« не рвать», « не топтать», « не ломать»), а в позитивной форме ( как помогать, заботиться, оберегать). [6].
Не меньшее значение имеет опытная, экспериментальная работа с детьми, например по выявлению свойств воды, свойств снега и льда. Цель их: подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна, без запаха, жидкая, не имеет формы, испаряется, а снег имеет защитные свойства и тает от воздействия любого источника тепла и др. Работа по изучению свойств воды, снега, льда развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность найти ответы на вопросы «как» и «почему».
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: «Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости». Следовательно, нам, взрослым надо только создавать условия для их проявления и развития.
Способность чувствовать красоту вокруг, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место прогулки в парк, рыбалка, походы, посещение выставок, то соприкосновение с природой, окружающим миром, несомненно, обогащает чувственную сферу ребенка. А общение с природой совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своем каждодневном развитии бывают «наказаны» нашим родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно обязанностей. [2].
Китайский мудрец Конфуций (551-479 г. до н.э.) считал, что « три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это путь самый горький». Задача наших занятий с детьми – сделать этот путь не только легким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают воспитателю и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец гордятся собственным творчеством, своим мироощущением и пониманием природы, получая удовольствие от персональной деятельности. В процессе работы , на каждом занятии , с помощью взрослых ребенок учится: лучше слышать – чувствовать -- понимать -- выражать свои мысли, а наша задача – постараться: почувствовать – понять – увидеть – услышать – поддержать его! Поскольку таким путем можно усилить интерес к природе.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно подбодрит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья - просто поглядит вокруг себя. Так как основное средство познания природы – наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем у детей многие положительные качества личности, знакомим с природными явлениями, объясняем их причины и взаимосвязь. Приобщая ребенка к миру природы, мы сознательно развиваем различные стороны его личности, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение ( сфера интеллекта ), вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой , даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять , уважительно и бережно с ней обходиться ( сфера нравственности). Детям нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое- многое другое. При этом мы, взрослые должны помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. [3].
Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда взрослые знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок, экскурсий , бесед. Взаимосвязь этического и эстетического воспитания способствует формированию действенной любви к природе. [7].
В заключении хочется сказать - чтобы развиваться, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изучение римского философа Плутарха: «Ум – это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь». Природа же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребенка, должна в этом играть одну из главных ролей, она должна нести эмоционально - ценностную сущность.
Литература:
1. Яновская М.Г. «Эмоциональная – ценностная технологии нравственного воспитания». Киров. 1998 год.
2. Кочуровский В. П. «Совершенствовать процесс воспитания и обучения в детском саду». Дошкольное воспитание №2. 1989 год.
3. Лучич М. В. «Детям о природе». Издательство «Просвещение». 1989 год.
4. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». М. Педагогика .1990 год.
5. Виноградова М. Ф. «Наша Родина» М. Просвещение. 1984 год.
6. Николаева Т. И. «Знаем ли мы природу». Дошкольное воспитание №9. 1990 год.
7. Саморукова П. Г. «Как знакомить детей с природой». «Просвещение». 1978 год.
Түйін
Жылдың барлық мезгілінде табиғат бала организміне қолайлы әсер етеді. Мақала балалардың қоршаған ортаға ұқыпты және қамқорлықпен қарауын, баланың табиғатпен өзара әрекеттестігінің жағымды тәжірибесін ашады.