Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры при обучении детей элементам математики»
Дидактические игры при обучении
детей элементам математики.
Федотова Т.А.. , г. Саранск,
воспитатель
МДОУ «Детский сад №44»
Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов. И я эту тему выбрала не случайно ведь игра - это ведущий вид деятельности младших дошкольников. Игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.
Цель моей работы является расширить математические знания детей в процессе дидактических игр по математике.
Усвоение математических знаний на различных этапах обучения вызывает затруднения у многих дошкольников, а в будущем школьников. Одна из причин затруднения усвоения знаний состоит в недостаточной подготовке мышления.
Я считаю, что выбранная мною тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для развития ребенка.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.
В дошкольной педагогике сложилась традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.
В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения искусства и др.). Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, корни). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательные - образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.
Дидактические игры на дифференцирование и называние цвета для детей младшего дошкольного возраста:
«Перекладывание цветных шариков»
Цель: научить различать и называть основные цвета (в данной игре красный и синий).
«Катание цветных шариков»
Цель: Различать и называть основные цвета, развивать координированные движения руки.
«Много, мало»
Цель: сформировать представление много, мало, один.
Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.
Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, количество, свойства материала, пространственные и числовые отношения, изучает растения, и животных. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности.
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Дидактическая игра давно применяется в воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Своеобразие дидактической игры как средство воспитания и обучения, и её отличие от других средств, в том, что она даёт возможность осуществлять обучение, упражнение, развитие умственных способностей, формирование ценных черт личности и взаимоотношений детей форме деятельности.
В дидактической игре привлекается внимание детей к обычному, тому, что детей окружает. Но об обычном, в дидактической игре рассказывается необычно, так, что возбуждает интерес, желание увидеть, проверить, спросить.
Дидактическая игра, как средство воспитания, находится во взаимосвязи с другими средствами, ибо ни одно из них не существует изолировано.
Обучение детей в детском саду осуществляет задачи сообщения детям элементарных знаний, привития умений и навыков, предусмотренных программой детского сада, развития умственных способностей детей черт личности, а также коллективных взаимоотношений детей. Одной из задач обучения является привитие детям умения заниматься, т. е. овладеть знаниями, и воспитание положительного отношения к ученью.
Педагог перед проведением игры должен четко наметить цель, с которой проводиться игра, перед каждым ребенком поставить определенные задачи, чтоб, решая, их он преодолевал какие-либо препятствия, трудности, а не получал все в готовом виде. Условия, которые дети выполняют в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творческой самостоятельности.
Развитие мышления у детей не происходит само по себе, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. При правильном использовании дидактических игр, у детей формируются усидчивость, умение тормозить свои чувства, желания, подчиняться правилам игры.
Дидактическая игра, создаваемая управляемая воспитателем, вносит в жизнь детей интересное содержание, обогащает её, удовлетворяет потребность в игре.
Работая с родителями по данной проблеме проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразии мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.
Литература:
Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007.
Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший, старший возраст. Выпуск 1, 2. – Воронеж, 2007.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.