«Дидактические игры по обучению грамоте, как условия повышения качества образования дошкольника»
«Дидактические игры по обучению грамоте, как условия повышения качества образования дошкольника»
Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры по обучению грамоте, как условия повышения качества образования дошкольника» »
Тайынша ауданы Тайынша қаласы № 1орта мектебі
Северо-Казахстанская область Тайыншинский район СШ № 1г. Тайынша
Доклад:
«Дидактические игры по обучению грамоте, как условия повышения качества образования дошкольника»
Воспитатель КПП: Маковская Е.В.
Г.Тайынша
2015 ж.
Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” - Н.К. Крупская.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
Дидактические игры -- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Дидактические игры - это не только средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов, но еще и игровая форма обучения, которая достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.
Во время игры ребенок - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их.
Для ребенка дидактическая игра - это не беззаботное и легкое время препровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Обучение грамоте в дидактической игре ребенок облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих детей во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет дошкольника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети группы. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.
Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: воспитатель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а дети, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету
Дидактические игры для обучения грамоте
Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Ребенок - это будущий школьник. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте будут необходимы ему в будущем.
Обучение грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. который обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих, говорить перед товарищами, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное взрослым, рассказывать содержание прочитанных книг, просмотренных фильмов, картин и что особенно важно, формирует нравственную и волевую готовность к обучению.
Именно дидактическая игра может развить познавательную активность ребенка на занятиях по обучению грамоте, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для дошкольника.
Место дидактической игры в структуре занятия зависит от той цели, с которой ее использует воспитатель. Например, в начале занятия дидактическая игра может применяться для подготовки детей к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности дошкольников, в заключительной части для закрепления и систематизации новых понятий.
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.
В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии.
Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.
Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.
Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.
Помните слова детской песенки «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» Может быть поэтому так велико стремление детей к обучению, которое приближено к естественной форме их повседневного бытия – игре.
Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.
Все обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребенку ситуаций.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ мы используем в работе с детьми на занятиях.
Игровое упражнение «Тело – буква» - оригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Затем можно поменяться ролями, ребенок будет загадывать. а вы отгадывать.
Подобные упражнения можно выполнять при помощи рук и пальцев
Стихи о буквах
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы. Такие стихи полезно не только читать детям, но и заучивать наизусть.
Мы учили букву «А»,
Полюбуйтесь, какова!
А узнать ее легко -
Ноги ставит широко.
Игра «Собери букву».
Игра по принципу разрезных картинок. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание «вверх ногами» и др.)
Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две, на четыре, на шесть, на восемь частей. Разрезка должна быть от самой простой до самой сложной. Чтобы детали букв не путать, лучше их изготовить разного цвета. Не забывайте спрашивать и называть, какая получилась буква!
Игра «Найди и подчеркни».
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).
Игра «Дорисуй букву».
Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать? Предложите дописать недостающие элементы, чтобы получилась буква. Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.
Игра «Какие буквы спрятались?»
Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Задания лучше нарисовать на отдельных листах. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Задание развивает зрительное восприятие.
Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.
Например (А О У Р), (М П А К) и др.
Игровой прием «Гармошка». Используется при ознакомлении со всеми гласными звуками (а, о, у, ы. и. э). Детям предлагается потянуть гласный звук, имитируя игру на гармошке (сжимают кулачки и растягивают их, одновременно произнося гласный звук (а-а-а-а). Главная цель упражнения - дать детям представление о том, что гласные – тянутся.
Игра «Сложи букву из палочек».Можно использовать пластилин, проволоку и т.д.
Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками).Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.
Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)
Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)
Заключение
Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов. Другой, очень важный и существенный аспект дидактических игр, а именно, рассмотрение их как способа обучения, - освещен несколько в меньшей степени. Однако именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата.
Подготовить ребенка к школе - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Образовательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Литература
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание,- 1973.
2. Аникеева Н. Воспитание игрой: Книга для учителя.- М.: Просвещение,- 1987.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,- 1968.
4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,- 1991г.- с.121.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,- 1983.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение,- 1991.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
8. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика,- 1971.