Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры во второй младшей группе»
Дидактические игры во второй младшей группе
Дети второй младшей группы детского сада — маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Задача педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно, главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё. В этом нам помогают интересные занятия с использованием различных игр, например дидактических.
В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:
* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);
* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);
* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).
Дидактическая игра помогает ребёнку
чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой
форме, развивает умственные способности
ребёнка.
Дидактические игры в младшем возрасте основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.
Описание игр:
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Образовательная область: «Познание»
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: освоение умение выделять основные признаки предмета: форму, цвет, находить предмет с заданными свойствами, знакомить приемом последовательного наложения и приложения предметов, развитие мелкой моторики
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат) разных цветов; крышки от пластиковых бутылок с наклеенными геометрическимифигурами.
Ход игры: в игре могут участвовать несколько детей. Раздаются карточки. Воспитатель берет фишку, показывает игрокам, называя цвет и геометрическую фигуру. Игрок, у которого на карточке есть такая фигура, берет фишку и закрывает ею фигуру изображённую на своей карточке. Игра продолжается, пока все фигуры на одной карточке не будут закрыты.
Дидактическая игра «Найди свой домик».
Образовательная область: «Познание»
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, и находить среди них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету – прямоугольники, круги, квадраты, треугольники; домики с окошками, где изображены геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ход игры: воспитатель раскладывает домики в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.
Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»
После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.
Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Дидактическая игра «Занимательный круг»
Образовательная область: «Познание».
Возрастная группа: вторая младшая
Цель: закреплять знания о названиях геометрических форм, цвете, величине, упражнять в счёте от одного до пяти, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память, любознательность.
Оборудование: круг, разделенный на сектора, состоящий из пяти цветов - красного, зеленого, желтого, синего, оранжевого. Сектора выполнены из фетра и закреплены при помощи клея-пистолета. Каждый сектор соответствует разным геометрическим формам (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), прищепки разных цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать цвет, посчитать и сравнить по величине фигуры в каждом секторе, присоединить столько прищепок (по цвету), сколько фигур в секторе.
Усложнение(средний, старший возраст):
игра с завязанными глазами «определи на ощупь», которая заключается в том, чтобы обводя рукой по контуру, определить геометрическую фигуру. Дидактическая игра «Укрась матрешке сарафан»
Образовательная область: «Познание».
Возрастная группа: вторая младшая.
Цель: учить детей группировать предметы по цвету, соотносить предметы по форме методом наложения. Совершать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цвете предметов.
Оборудование: матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету – прямоугольники, круги, квадраты, треугольники.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком разложены матрешки, которые одеты в нарядный сарафан разного цвета, сарафан украшен разными геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять матрешку понравившуюся ему, и украсить матрешке сарафан цветными геометрическими фигурами которые похожи на узор у матрешки, которую они взяли. Обращаем внимание на цвет и форму геометрических фигур, смотрим правильно ли ребенок справился с этой задачей, (если не правильно то помогаем ребёнку выполнить эту задачу). Потом дети могут поменяться матрешками и продолжить самостоятельно игру
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Образовательная область: «Познание».
Возрастная группа: вторая младшая. Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.
Оборудование: геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.
Ход игры: начинать лучше с одной схемы. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по размеру и наложит на схему. Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность. Пример работы со схемой. 1.Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено. 2.Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет и размер. 3.Подбор необходимых геометрических фигур и заполнение схемы. Конечно же схемы к этой игре могут постоянно дополняться. А в старшем возрасте можно попробовать составлять с дошкольниками изображения без схем, самостоятельно, придумывая что-то своё. Что будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию полученных умений.