Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по теме «Посуда»»
Дидактические игры по теме «Посуда»
Чрезвычайно актуальной в современных условиях становится формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему. Сейчас мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде. Педагог должен развивать умения найти информацию, рассуждать. Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Основной формой развития дошкольников является игра, ибо это естественное состояние детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Можно использовать:
дидактические игры, игровые задания для повторения и закрепления по теме на развитие внимания, памяти, мышления, речи, математических способностей,
дидактические игры на развитие внимания: лото, добболь, мемори, найди отличия, общее, чья тень, чей контур, найди пару, что перепутал художник, по серии книг виммельбух (найти среди множества предметов заданный), бродилки, дидактические игры на развитие памяти: мнемотаблицы стихотворений, рассказов, олицетворение отвлеченных понятий (12 месяцев, неделя, явления природы), мемори, работа по лэпбуку.
Дидактические игры на развитие мышления: динамические плакаты, лото, соотношения (чей малыш, чей дом, чья часть тела, кому что нужно для работы и др.), что перепутал художник, пазлы (по игре Никитина «Сложи квадрат»), последовательность роста, изготовления, логические цепочки, что лишнее, работа по лэпбуку, найди отличия, общее (Обратили внимание, что при сравнении дети легче устанавливали различие, чем сходство признаков предметов. Поэтому учили детей выделять и обобщать признаки предметов. Сравнивая предметы, важно учитывать, по каким общим признакам их нужно сравнивать, а от каких нужно отвлечься, не обращать внимание).
Дидактические игры на развитие речи: мнемотаблицы стихотворений, рассказов, разгадывание и составление ребусов по теме, словесные игры.
Дидактические игры на развитие математических способностей: бродилки, соотношение количества и цифры, графические диктанты.
Пландидактических игр
в образовательной деятельности по теме «Посуда»
Посуда
Название дидактических игр
Цель дидактических игр
Динамический плакат «Кухня»
Цель: развитие внимания, развитие мышления, воображения, пространственного мышления, умение соотносить посуду по месту использования, по материалу изготовления, придумывание своего сюжета, разыгрывание ситуации, повторение лексической темы
Лото «Посуда»
Цель: развитие внимания, мышления, формирование представлений о разнообразии посуды, развитие умения классифицировать посуду по материалу изготовления, по месту использования, развитие наблюдательности, внимательности, умение детей узнавать, правильно называть посуду (н-р, солонка, масленка и пр.)
Чья тень «Вазы»
Цель: развитие внимания, мышления, умение соотносить рисунок с тень
Чей контур «Посуда»
Цель: развитие внимания, мышления, умение соотносить рисунок с контуром
Найди пару «Составь сервиз»
Цель: развитие внимания, мышления, умение замечать сходство и различия в форме (цвете, размера) предметов
Доббль «Посуда»
Цель: развитие внимания, нахождение схожих изображений
Найди отличия «На кухне»
Цель: развитие внимания, мышления, установление различий
Найди общее (чайник-сахарница)
Цель: развитие внимания, мышления, сходство признаков предметов, учить выделять и обобщать признаки предметов.
Мнемотаблицы сказки, рассказа «Лиса и журавль», «Что важнее. Воронкова»
Цель: развитие речи, формирование умения рассказывать сказку, рассказа с опорой на символы или рисунки
Дидактические игры по книге виммельбух «Школьный день работы с глиной»
Цель: найти среди множества предметов заданный объект
Кому что нужно для работы (повар, гончар, продавец)
Цель: умение соотносить орудия труда с профессией людей
Пазлы «Почини разбитую посуду»
Цель: развитие внимания, пространственного мышления, умения видеть целостный образ в отдельных частях, составлять его, используя зрительное соотнесение; развить аналитико-синтетическое мышление
Логические цепочки «Что сначала, что потом»,
Цель: развитие логического мышления, умение определять причину и следствие в предложенной ситуации
Что лишнее
Цель: развитие мышления, развитие умения выделять лишнее, аргументировать свое мнение
Разгадывание и составление ребусов по теме «Посуда»
Цель: развитие речи, развитие звуковой культуры речи, учить разгадывать ребусы, выделять звуки в слове, менять один звук на другой
Цель: соотношение количества и цифры
Графические диктанты «Посуда»
Цель: умение ориентироваться на листке в клетку, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2007 (Программа развития)
Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Посуда. Продукты питания. — М.: АРКТИ, 2011. — 32 е.: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
Посуда. Продукты питания. Тематический словарь в картинках. Школьная пресса
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда.посуда. продукты питания / Т.И. Подреова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – (Дошкольное воспитание и развитие)