Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы»
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал. Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Дидактическая игра "Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Содержание. Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:
Речку переплыли Ровно в полминутки: Цыпленок на утенке, Цыпленок на утенке, Цыпленок на утенке, А курица - на утке.
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
"Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
Математические логоритмики
При выполнении упражнений, необходимо продемонстрировать детям образец движений, после чего дается инструкция: «Делай как я!». Затем педагог одновременно произносит стихотворный текст (желательно с музыкальным сопровождением) и выполняет движения. Дети должны повторять образец движений, в дальнейшем, речи с движением.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На 4 – ноги шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
2 сестрицы, 2 руки –
Левая и правая –
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
2 сестрицы, 2 руки –
Левая и правая –
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают, Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться. Т
ри – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Научились мы считать
И теперь нас не унять.
Мы считаем все подряд:
Три стола и восемь парт.
Хлопнем 10 раз в ладошки,
Восемь раз пружинят ножки,
Два наклона, три поскока,
А теперь наоборот –
Три наклона, два поскока.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Раз, два, три – на носочки!
Раз, два, три – на носочки!
Раз, два – повернулись,
Хлопнув раз, хлопнув два – Разошлись!
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
Зашумел листвою клен.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
А теперь пылесос включаем.
Пыль из ковров выбираем.
Влево – раз, вправо – два,
Пыль по шлангу потекла,
Раз, два, три, раз, два, три –
Нет нигде пыли, посмотри.
Раз, два, три, четыре, пять
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты!
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре (2-3 раза)
Хорошо мы потрудились.
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи:
Один, два, три, четыре …
Добежали …
Мы в квартире.
Кот сибирский, кот мохнатый
Учит деточек считать.
Ну-ка, детки, по команде:
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Девять, десять – встать всех просим.
Я иду, и ты идешь – раз, два, три.
Я пою, и ты поешь – раз, два, три.
Мы идем, и мы поем – раз, два, три.
Очень дружно мы живем – раз, два, три.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Мы по лесу шли, шли,
Подберезовик нашли,
Раз грибок, два грибок –
Положили в кузовок.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Руки вниз, на бочок,
Разжимай и на бочок.
Руки вверх, на бочок,
Разжимай и на бочок.
Руки влево, на бочок,
Разжимай и на бочок.
На носочки встали,
Потолок достали.
Наклонились столько раз,
Сколько уточек у нас.
Сколько покажу кружков,
Столько выполнить прыжков.
Солдатик, на одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри, не упади!
А теперь – постой на левой,
Если ты солдатик – смелый
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Мы с бумагой поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Развернем бумагу нашу,
А потом свернем опять.
Нарисуем на бумаге.
Раз, два, три, четыре, пять.
Солнце, облако и травку
И пойдем гулять.
Я катаюсь на коньках,
Разгорелись ушки,
Рукавички на руках.
Шапка на макушке.
Раз, два – вот и поскользнулся,
Раз, два – вот кувыркнулся.
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету,
Другой мешал муку.
Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку.
Две руки хлопают.
Две ноги топают.
Два локотка вращаются.
Два глаза закрываются.
Мой Илья такой лентяй!
Только отдых подавай.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Рано утром я встаю,
Громким голосом пою.
Умываюсь, одеваюсь
И за дело принимаюсь.
Я колю, я пилю,
Я рисую, я играю …
Летели три кукушки.
Раз, два, три.
Через три избушки.
Раз, два, три.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились
Мы становимся все выше
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «два».
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
Солнышко, солнышко!
Золотое зернышко!
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышло солнышко гулять.
Луч – направо,
Луч – налево,
Луч – направо,
Луч – налево.
Луч – назад,
Луч – вперед.
Вот!
Три веселых братца
Гуляли по двору.
Три веселых братца
Затеяли игру.
Делали головками:
- Ник-ник-ник.
Пальчиками ловкими:
- Чик-чик-чик.
Делали ладошками:
- Хлоп-хлоп-хлоп.
Топотали ножками:
- Топ-топ-топ.
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Раз, два, три, четыре …
Мы с котом живем в квартире.
У кота густая шерсть,
Он готов всех мышек съесть.
Мышка, хвостиком виляй,
Поскорее убегай!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
Раз-два, раз – два.
Я колю, колю дрова.
Я колю на чурочки
Для маленькой печурочки
Все короче наша тень.
Это значит – скоро день.
Тень растет, уходит прочь.
Это значит – скоро ночь.
Раз, два, три, четыре –
Львенок дергает за гири.
Раз, два, три, четыре, пять – Чтобы львом могучим стать.