Тактильное восприятие - это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия ещё называют осязательным. Его суть заключаются в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра «Тактильные дорожки»»
Дидактическая игра «Тактильные дорожки»
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и прочее. Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.
В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки. Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
В своей практике я часто применяю игры на развитие тактильных ощущений. Многие пособия изготавливаю сама. С одним из них я вас познакомлю. Это игра «Тактильные дорожки». Игра помогает активизации психических процессов у малышей: мышления, внимания, воображения, восприятия, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.
Процесс изготовления.
Основой пособия служат CD-диски. Обклеиваем диск клейкой бумагой. Затем берем подготовленные картинки животных и кормов наклеиваем их на основу. Можно использовать двусторонний скотч или клей супер — момент. Для дорожек можно использовать разный материал, например, фисташки, горох, мозаику, синельную проволоку, пуговицы, фасоль и т.д. Дорожку тоже наклеиваем на основу. Форма дорожки зависит от вашей фантазии. Длина дорожки и направление может быть любым.
С дидактическим пособием «Тактильные дорожки» можно выполнять такие упражнения, как «Помоги кошке поймать рыбку» или «Помоги собачке добраться до косточки», «Накорми зайчика морковкой» и т.д.
Цель: формирование обобщенных способов обследования предметов.
Задачи:
1. Упражнять в определении качества поверхностей дорожек .
2. Развивать тактильную чувствительность.
3. Способствовать развитию внимания, мышления и речи.
Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, кто чей детеныш.
Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:
проведи пальчиками по дорожке;
проследи глазами дорожку;
проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами.
Я упомянула, что пособие можно использовать по развитию речи, например, с детьми младшей группы. Пока ребенок ведет пальчиком по дорожке, можно предложить ему использовать звукоподражание животному. Упражнять произносить на одном выдохе, с разной силой голоса, сопровождать движения потешками, стихами. Можно изготовить диски со сказочными персонажами и при помощи них рассказать сказку. Детям очень нравится игра, тем, что она вариативна. Дети постарше сами придумывают варианты и с удовольствием воплощают их.