kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактическая игра как технология развития речи старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский материал "Дидактическая игра как технология развития речи старших дошкольников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как технология развития речи старших дошкольников»

Дидактическая игра как технология развития речи старших дошкольников

Учитель-логопед Грушковская Л.К.

Воспитатель Карасева Т.В.



Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

  • пересказ литературных произведений,

  • составление описательных рассказов о предметах,

  • объектах и явлениях природы,

  • создание разных видов творческих рассказов,

  • освоение речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине.

Особое место по развитию связной речи отводиться дидактическим играм, так как именно они формируют речь детей:

  • пополняется и активизируется словарный запас,

  • развивается правильное звукопроизношение,

  • пополняется и активизируется словарный запас,

  • развивается связная речь,

  • способствующая правильному выражению своих мыслей.

Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Тем самым развивая монологическую речь ребенка. Наряду с речевым развитием в дидактических играх осуществляется познавательное развитие, так как игра содействует расширению представлений об окружающем мире, улучшению внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

  • Дети испытывают затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом;

  • составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета;

  • составлением рассказа-описания;

  • составлением рассказа по заданному началу.

Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания.

Собственно, дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения. Подчас ребенок, играя, незаметно для себя постигает те знания и умения, какие мы полагаем необходимым ему предоставить. Дидактические игры приносят детям радость, удовольствие, интерес познания. Всякая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать и вносить в образовательный процесс региональный компонент. А значит, способствует развитию связной речи и интеллектуальных способностей детей.

Задачи комплекса дидактических игр направлены:

1. Развивать связную речь.

2. Создать условия для активного развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

3. Развивать речевое общение детей в игровой деятельности.

4. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

5. Научить детей играть самостоятельно в дидактические игры и проявлять инициативу в игре.

Работая в группе «Солнышко» уделяем внимание развитию связной речи посредством дидактических игр.

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на формирование представлений у детей о родном городе Апатиты и как следствие создание благоприятных условий для речевой активности.

Для того, чтобы дети не испытывали дискомфорта, необходима большая предварительная работа, которая предполагает цикл познавательных бесед, соответствующих теме, а также путешествия и экскурсии по городу Апатиты. Знакомство с художественным словом и обсуждение увиденного позволило приблизиться к этапу закрепления полученной информации и введению дидактических игр в предметно-пространственную среду группы.

При подборе игр учитываем особенности интеллектуального развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания используем сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты, поощрения, вносим элементы соревнования и др.

Игры для занятий подбирались с учетом познавательного и речевого материала, который дети изучали. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетаем с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Проведение дидактических игр включало:

  • Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, где уточняются знания и представления детей о них).

  • Объяснение хода и правил игры. При этом обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).

  • Показ игровых действий, в процессе которого учили детей верно выполнять действие, обосновывая, что в противном случае игра не приведет к необходимому результату (например, кто-то из детей подсматривает, когда надо закрыть глаза).

  • Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или судьи.

  • Подведение итогов игры – это ответственный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её результативности, о том будет ли она с интересом применяться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

В старшем дошкольном возрасте эти игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словарного запаса, формирование умения считать, ориентироваться в пространстве. Как правило, даем задание дошкольникам описывать предметы, места, достопримечательности города, отгадывать их по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по свойствам, находить алогизмы в суждениях, придумывать собственные рассказы. При организации словесных игр на занятиях чаще всего используем игры-путешествия. В них можно отразить реальные факты и события из необычного: простое — через загадочное, сложное — через преодолимое, необходимое — через интересное.

Предлагая ребятам сюжет путешествия (в сказочное место, преодоление пространства и времени, путешествие мысли, воображения) стараемся усилить впечатление, придать познавательное содержание, сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают. Используем и игры-предположения. Их игровое задание выражали в названиях: «Что было бы.?», «Что бы я сделал, если бы...?» и др. Этим побуждаем детей к осмыслению следующего шага, что требовало умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения. Для развития способности у детей к анализу, обобщению, формированию умения рассуждать, делать выводы используем игры-загадки. В таких играх даём возможность детям самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи и высказать свое мнение: описать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадать их по описанию, найти сходства и различия и т.д.

Для общения с детьми, детей между собой, проводили игры-беседы. Такие игры способствуют активизации эмоционально-мыслительных процессов (единства слова, действия, мысли, воображения детей), воспитанию умения слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умению сосредоточивать внимание на содержании разговора, высказывать суждения.

Дидактические игры включаем в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «Игр на дом». Цель комплекса - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Для родителей проведена серия консультаций «Игры по дороге» в которую вошли следующие темы: «Игры по дороге в детский сад.», «Игры за окном автомобиля», «Каждое слово может стать Игрой», что позволило повысить уровень педагогической компетентности родителей использовании дидактических игр для развития связной речи детей

Таким образом, дидактическая игра будет выступать результативным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, если:

- организовать систематическое применение игр в организованной и неорганизованной деятельности детей;

- подбор дидактических игр будет реализовываться в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей;

- будет создана развивающая среда, способствующая формированию речевой деятельности у детей данного возраста.

И выше изложенного делаем вывод, что использование дидактических игр в своей работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Дидактическая игра как технология развития речи старших дошкольников

Автор: Грушковская Лина Климовна

Дата: 08.03.2024

Номер свидетельства: 646857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveina_v_logopedicheskoi_rabote_s_"
    ["file_id"] => string(6) "499487"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549973892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Игровые  задания  для  детей  дошкольного  возраста   в  технике  «Дорисовывание» "
    ["seo_title"] => string(82) "ighrovyie-zadaniia-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-tiekhnikie-dorisovyvaniie"
    ["file_id"] => string(6) "244289"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445904449"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства