Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Веселая грамматика"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«Веселая грамматика»
Подготовила:
Учитель-логопед
Блинова Вера Николаевна
Михайловск, 2023г.
Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов в дошкольном учреждении является деловая игра, где теоретические знания переплетаются с практическими умениями.
Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной педагогической ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности.
Цель: стимулировать познавательную активность педагогов и создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов, направленных на коррекцию и развитие грамматического строя речи у дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста;
2. Организовать профессиональный диалог между участниками деловой игры по вопросу формирования грамматических навыков;
3. Максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников;
4. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию грамматического строя у дошкольников;
Оборудование и материалы: 2 стола, стулья, схемы для составления предложений, карточки с деформированными предложениями, мякиши, смайл, мяч,.
Ход деловой игры.
Педагоги входят в зал и встают в круг.
1. «Приветствие»
Учитель-логопед: «Давайте поприветствуем друг друга. Каждый участник должен, передавая веселый смайл, назвать имя стоящего рядом коллеги и подобрать для него имя прилагательное, характеризующее его положительно, но есть одно условие – имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя педагога».
Учитель-логопед: «Отлично справились! А теперь прошу проследовать на свои места.»
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано многими авторами: А. Н. Гвоздевым, Т. Н. Ушаковой, Д. Б. Элькониным и др. Ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка со взрослыми, совместная деятельность с ними. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Сегодня я хотела бы уделить внимание грамматическим конструкциям нашего языка. Все чаще к нам стали приходить дети, у которых грамматический строй недостаточно сформирован и не соответствует возрастной норме. И наша задача, помочь ребенку преодолеть эти трудности.
Это можно достичь совместными усилиями логопеда и воспитателей, используя при этом основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.
Деловая игра включает 3 этапа.
1 этап — формирование основ предложений. Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Формирование фразы у ребенка происходит постепенно. Исходным пунктом является слово-предложение (1,3 – 1,8 г.). Первый шаг в развитии предложения состоит в объединении в одном предложении двух слов. В 2 – 2,6 года у ребенка появляются в речи простые нераспространенные предложения. В 3 года начинается развитие распространенного предложения. В 3 - 4 года — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В 4-5 лет — предложения с однородными членами.
Виды предложений:
1. нераспространенные предложения (Ира играет. Кошка спит. Папа идет.);
2. простые распространенные предложения (Маша ест суп. Петя ест суп.);
3. предложения из 4 слов с одним определением (Катя пьет яблочный сок.);
4. Сложносочиненные предложения с союзом А (Лена лепит шарик, а Дима рисует дом.);
5. Сложноподчиненные предложения (Пешеходы стали переходить дорогу, потому что загорелся зеленый свет.)
Для развития лексико-грамматических компонентов речи проводится работа с деформированными предложениями. Понятие «деформированное предложение» в работе с дошкольниками не дается. Используются приемы «Исправь ошибки», «Предложение сломалось», «Скажи правильно».
Практические задания по формированию предложений:
1. Составление предложений по картинкам.
Педагоги составляют предложения по картинным схемам (простые нераспространенные, простые распространенные, предложения из 4 слов с 1 определением, сложносочиненные с союзом А, с однородными членами.)
Копилка примеров:
Задание: составить простое нераспространенное предложение по картинке.
Инструкция: расскажи о том, кто на картинке и что делает в двух словах.
Ответ: Маша ест. Петя пьет. Пилот летает.
2. «Деформированные предложения»
Перед педагогами лежат листы с написанными на них деформированными предложениями. Каждый читает неправильное предложение и произносит его правильно.
Копилка примеров:
Письмо пишет дедушку.
На грядке растет один луковица и одна баклажан.
Ваня пошла в школу, а Таня пошел в садик.
Молоко решило купить бабушку.
Коля нашел зеленая жаба.
Ребята набрать много спелая малина.
На шубу вешают вешалку.
3. Словесная игра «Для чего и почему?»
Для чего чайнику нужен носик? Чайнику нужен носик, чтобы наливать чай.
Почему нельзя прыгать на кровати? На кровати нельзя прыгать, потому что можно упасть.
Для чего человеку нужен язык? Человеку нужен язык, чтобы разговаривать
Почему днем светло, а ночью темно? Днем светло, а ночью темно, потому что днем светит солнце, а ночью солнце не светит.
Для чего в садике нужны повара? В садике нужны повара, чтобы готовить еду.
Почему животных в лесу называют дикими. Животных в лесу называют дикими, потому что они живут в дикой природе.
Для чего нужна солонка? Солонка нужна для соли.
II этап – Развитие навыков словообразования.
Словообразование — это образование новых слов от других, имеющихся в языке слов.
Первый способ образования новых слов — с помощью приставок.
Этот способ наиболее характерен для глаголов. При помощи добавления различных приставок можно очень существенно изменять смысловые значения глаголов.
Практические задания для педагогов.
1. Выбрать слово, с помощью приставок придумать как можно больше новых глаголов.
2. Вставить в стихотворный текст пропущенные приставки:
Через дорогу всегда (пере)ходим,
Вдоль коридора спокойно (про)ходим.
Лужу большую кругом мы (об)ходим.
В гости к друзьям ненадолго (за)ходим.
Второй способ образования слов – с помощью суффиксов.
Огромное количество слов в современном русском языке образуется при помощи суффиксов. В дошкольном возрасте каждый ребенок должен понимать смысловое значение суффиксов и научиться употреблять их правильно в своей речи, т.к. большая часть изучаемых в школе грамматических правил посвящена правописанию суффиксов. Рассмотрим наиболее распространенные суффиксы:
- со значением уменьшительности и увеличительности (носик – носище);
- для обозначения названий детенышей животных (ягненок, телята);
- для обозначения профессий (горняк, строитель, учитель) или характерологических особенностей людей (дикарка, добряк, фантазер);
- для обозначения лиц женского пола (художница, проводница).
Практические задания для педагогов.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Есть моряки и…..морячки,
Есть рыбаки и ……рыбачки,
Есть радисты и….. радистки,
Есть связисты и…..связистки,
Есть портные и……..портнихи,
Есть художники и………..художницы,
Есть проводники и……..проводницы,
Есть ученики и………ученицы.
2. Дидактическая игра «Гномики-великаны». Например: нос-носик-носище.
Третий способ образования новых слов – путем словосложения. В русском языке имеется огромное множество сложных слов, их число постоянно растет. Это связано с появлением в нашей жизни новых предметов и технологий. Сложные слова образуются из двух или трех слов (например, бензоколонка, электрогазосварка). В старшем дошкольном возрасте детей знакомят со сложными словами и способом их образования.
Практические задания.
1. Словесные ребусы. С помощью картинок отгадать задуманное сложное слово. Например: электричество + мясо + рубить = электромясорубка.
2. «Придумай сложное слово». Составить сложные слова, используя одинаковую часть. Например: сам – самолет, самосвал, самовар, самокат.
III этап — Развитие навыков словоизменения. Словоизменение – это изменение слова в числе, роде, падеже. Работа над развитием навыков словоизменения связана с многочисленными ошибками, которые дети допускают в своей речи. Наиболее часто встречаемые ошибки – это неправильное употребление окончаний существительных множественного числа, использование родительного падежа (разные окончания), предложного падежа (т.к. он употребляется с предлогами). При словоизменении в отличие от словообразования основное значение слова не изменяется, изменяются только его грамматические формы.
Практические задания:
1. Дидактическая игра «Лови, бросай, слово называй».
2. Дидактические игры с применение мякишей на отработку падежных конструкций:
Р. п «Без чего остался». Например: Заяц остался без ….. капусты и морковки.
Д. п «Кому отдадим….». Например: Рыбу и молоко отдадим…… коту.
В. п «Кто и что потерял». Например: Мышка потеряла …….. сыр.
Т. п «Угостим друзей» Например: Собаку угостим… косточкой.
П. п. «Кто о чем мечтает». Например: Медведь мечтает о…… меде.
3. Дидактическая игра «Веселый счет».
Например: одна пчела, две пчелы… пять пчел.
Итог. Если ребенок в дошкольном возрасте овладеет навыком правильного употребления в речи грамматических форм, то он будет достаточно подготовлен к изучению тех грамматических правил, с которыми встретится в школе. Если уделить достаточное внимание этому вопросу, то результат работы покажет, насколько эффективна и поистине бесценна оказанная ребенку помощь в овладении грамматическими нормами языка. А совместными усилиями логопеда и воспитателей процесс освоения грамматики можно сделать еще более эффективным и интересным.