6. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
7. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
8. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
3. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
4. Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Актуальность:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
К сожалению, в настоящее время не все родители видят многогранные возможности этого направления своей деятельности и не в полной мере используют её духовно-нравственный потенциал. Поэтому тема проекта является актуальной.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов.
Слабо развиты творческие способности детей.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Русские народные сказки», сценария развлечения «По дорогам русских народных сказок».
4. Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый);
в театрализованную зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
II этап «Информационно-творческий»
Познавательное развитие:
1. НОД: «Русские народные сказки».
2. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Снежинка».
Речевое развитие:
1. Чтение художественной литературы: «Морозко», «Царевна Лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Сивка бурка»
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».
Социально-коммуникативное развитие:
1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
2. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
5. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» (Лото), «Мои любимые сказки» (Узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки».
1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
4. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».
5. Лепка «Мои любимые герои».
6. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
7. Развлечение «По дорогам русских народных сказок».
III этап «Заключительный»
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка).
2. Выставка творческих работ, выполненных дома вместе с родителями.
3. Викторина «Русские народные сказки» (дети и родители).
4. Фотографии викторины «Русские народные сказки».
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы, выполненные родителями и детьми дома.
3. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Читайте детям сказки!».
2. Ширма «В сказке сила».
3. Изготовление творческих работ, выполненных дома вместе с детьми.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации
НОД
Совместная
деятельность
педагога
с детьми
Взаимо действие с родителями
Подготовительный
1 по 2 февраля
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Русские народные сказки», сценария развлечения «По дорогам русских народных сказок».
4. Обогащение развивающей среды.
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
Дидактические игры:
«Узнай сказку», «Сложи картинку»
Оформление информационного уголка для родителей: «Русские народные сказки»