kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое дисграфия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедические рекомендации для учителей начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое дисграфия»

Логопедические рекомендации для учителей начальных классов. Как вести себя педагогу, если ребенок страдает дисграфией

Отметим сразу: нарушение письма — не приговор. Главное, чтобы дисграфика окружала комфортная среда, способствующая росту, а не замыканию в себе. Сделать собственный весомый вклад в создание этой среды способны учителя. 

Что такое дисграфия

Дисграфия — это частичное нарушение способности к письму, из-за чего человек постоянно допускает одни и те же ошибки и испытывает различные трудности при письме. Хотя за последние десятилетия человечество значительно продвинулось в понимании того, какие факторы могут способствовать возникновению дисграфии, единого ответа на этот вопрос нет. Во многом потому, что существуют разные виды дисграфии. Вот основные из них:

  • оптическая. Ребенок с этим видом дисграфии испытывает трудности в написании букв, он может добавлять к ним лишние элементы (палочки, черточки, хвостики, кружочки) или, наоборот, не дописывать частички букв. Часто дети с оптической дисграфией пишут буквы зеркально. 

  • акустическая. Если у ребенка акустическая дисграфия, он путает звуки со сходными по звучанию, что отражается на письме. Чаще всего дети путают парные буквы: вместо «б» пишут «п», вместо «д» пишут «т». К примеру, слово «тетрадь» акустический дисграфик мог бы написать как «дедрать». Некоторые дефектологи различают подтип этой дисграфии — артикулярно-акустическую дисграфию. Она связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а вследствие этого неправильно записывает слова. В этом случае нужна помощь логопеда, который сперва скорректирует произношение звуков. 

  • аграмматическая. В этом случае ребенок не может правильно склонять слова и согласовывать разные части речи. Милые детские фразы типа «Твоя платье такой красивый» могут быть признаками аграмматической дисграфии. Частенько она наблюдается у детей-билингвов, и у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях. 

  • недоразвитие языкового анализа и синтеза может проявляться в том, что ребенок на письме пропускает слова или несколько раз повторяет одно и то же слово, пишет несколько слов слитно. У читателя такого текста может создаться впечатление, что ребенок не понимает смысла того, что пишет. 

Каждый подвид может проявляться в более или менее выраженной форме. Среди причин дисграфии чаще всего выделяют нарушение высших психических функций (ВПФ), участвующих в письме. В свою очередь, причины нарушения ВПФ могут быть как врожденными, генетическими, так и приобретенными вследствие травмы или болезни.

Важно понимать, что несмотря на то, что дисграфия часто может идти об руку с дислексией, дислалией (нарушением звукопроизношения) или другими нарушениями, она может проявляться и самостоятельно. Ребенок может испытывать трудности при письме, но легко справляться с чтением, может правильно произносить все звуки, но не справляться с задачей перевода звуков в буквы. Поэтому путать дисграфию с дислексией неверно: это совершенно разные нарушения, которые требуют разного подхода. 

Как понять, что у ученика дисграфия

Чаще всего проблема выявляется в младших классах, когда дети только начинают осваивать алфавит и учатся выводить в прописях очертания прежде незнакомых им таинственных символов. Уже на этом этапе внимательный педагог может обнаружить, что у ребенка может быть дисграфия. Поставить этот диагноз в состоянии только логопед-дефектолог, но именно учитель может увидеть, что ребенок не справляется с письмом, и подсказать родителям, что стоит обратиться к специалисту. 

Ребенок-дисграфик часто может допускать ошибки в тех случаях, когда, казалось бы, допустить ошибку практически невозможно. Наиболее заметными являются ошибки при написании букв, которые находятся в сильных позициях: во время устной речи звуки, порождаемые этими буквами, всегда отчетливо слышны. К примеру, при написании слова «ложка» почти каждый второклассник может допустить ошибку, заменив букву «ж», которая находится в слабой позиции, глухой «ш»: «лошка». Но если ребенок допускает ошибку в написании позиционно сильной в данном случае буквы «л» и пишет «рожка», это может свидетельствовать об имеющемся нарушении. Если ученик произносит это слово без звуковых искажений (что могло бы говорить о нарушении фонематического слуха), вполне вероятно, что перед вами дисграфик.

Впрочем, одним из ярчайших симптомов дисграфии являются не сами ошибки, а их систематичность. Происходит это потому, что дети-дисграфики обладают в каком-то смысле особым зрением. Они смотрят на мир, на дома, деревья, людей и на прочие конкретные объекты окружающего нас материального мира так же, как и все. Но специальное зрение, отвечающее за распознавание символов, в их случае работает с «багами». Ребенок неспособен видеть небольшие различия в написании букв, все буквы он видит по-своему. Если ребенок из раза в раз повторяет одинаковые ошибки в написании букв или слов, и десятки, а то и сотни корректировок со стороны учителя не приносят желаемого результата, нужно сообщить об этом родителям. Скорее всего, ребенок продолжает совершать старые ошибки, потому что для него это вовсе не ошибки, просто так он видит буквы. 

После постановки дисграфии некоторые родители предпочитают переводить детей на семейное обучение, кто-то отдает ребенка в специализированную школу, в которой обучают детей с нарушением способности читать и писать. Впрочем, если ребенок дополнительно занимается с дефектологом, нет никаких причин разлучать его с классом, который уже стал привычным. Главное – убедиться, что все учителя знают, как выстраивать работу с классом, в котором обучается дисграфик.

Советы для учителей

Итак, как же учителю выстроить работу с классом, в котором обучается дисграфик? Очевидно, что даже если школьный уклад и формат обучения не очень комфортны и полезны всего для одного ученика, игнорировать это нельзя. Необходимо помогать ученику, испытывающему сложности, при этом не забывая уделять внимание всем детям в классе.

Проконсультируйте родителей, как подобрать правильную канцелярию

Подбор канцелярских принадлежностей – это исключительно важный ритуал при подготовке к школе, которым, впрочем, в последнее время многие пренебрегают. Обучаясь письму, ребенок-дисграфик испытывает очень много напряжения, физически ощутимого. Поэтому нелишним будет сделать все, что может облегчить его тернистый путь. Выбор подходящих ручек и карандашей, которые удобно подолгу держать в руке, – одна из таких мер. Ручки должны быть трехгранными с мягкой резиновой подушечкой, которая, в свою очередь, может быть покрыта маленькими пупырышками для массажа пальцев ребенка.

Мы уже говорили, что дисграфия является абсолютно самостоятельным нарушением со своей собственной природой происхождения и протекания. Тем не менее дисграфия может возникать вместе с дислексией, на фоне дислексии. Дети-дислексики часто испытывают трудности с прочтением текста на белом фоне, соответственно, при сопутствующей дисграфии они могут с трудом писать на белых листах. Наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на разные цвета. Позвольте ему писать в тетрадях с цветными листами. 

Работайте с логопедическими тетрадями для дисграфиков

Сейчас существует много специальных рабочих тетрадей с упражнениями для коррекции дисграфии. Учителя могут использовать их в своей ежедневной работе. Более того, выполнять специальные логопедические упражнения для коррекции или предупреждения дисграфии будет полезно и детям без нарушения способности писать: это поможет развить чуткость к звукам и буквам, стать внимательнее и собраннее. 

Помогайте детям развивать внимательность

Дисграфия очень часто сопровождается рассеянностью внимания, что мешает ребенку двигаться сквозь тернии новых знаний, больших пластов новой информации. Введите практику в начале, середине или конце каждого урока уделять несколько минут выполнению упражнения, развивающего внимательность. Это отразится на общем самочувствии и успеваемости всех учеников.

Давайте время на отдых

Дети с нарушениями способности к обучению (дисграфики, дислексики и пр.) устают значительно быстрее других детей, так как в течение школьного дня испытывают много стресса, переживают эмоциональное и умственное напряжение. Чуткий учитель всегда знает, в какие моменты стоит предоставить детям немного времени на отдых и восстановление. Причем отдых – это далеко не всегда «ничегонеделание». Отдыхом может оказаться любая смена деятельности, творчество, разговор.



Предоставьте детям возможность выбирать форму выполнения домашнего задания

Испытывая трудности с письменной речью, дети могут проявлять талант в других областях: в рисовании или музицировании, в способности мыслить непосредственно, образно, аналитически. Большинство учителей привыкли задавать домашнее задание в письменной форме, и именно на письменное выполнение заданий ориентированы почти все школьные учебники: «напиши сочинение», «ответь на вопрос письменно», «опиши проведенный опыт». Из-за этого дети часто не имеют возможности раскрыть себя в той сфере, в которой им бы, возможно, очень хотелось это сделать. Если в вашем классе обучаются дисграфики, старайтесь задавать домашнее задание, которое можно было бы выполнить в различных формах. Возможно, вместо сочинения ребенок может записать устный ответ на диктофон? Составить таблицу или интеллект-карту? Нарисовать иллюстрацию? Важно пробовать, чтобы находить оптимальные варианты.

Проверяйте тетради, используя разные цвета 

И все же без письменных заданий вам не обойтись: они важны для обучения всех детей. Для ребенка-дисграфика, который дополнительно занимается с логопедом-дефектологом, письменная практика в разумных объемах будет исключительно полезна. Проверяя письменные задания дисграфиков, учителю стоит использовать разные цвета: с помощью одного цвета можно корректировать ошибки грамматические, а с помощью другого – смысловые. Забудьте о раздражающих красных чернилах и обращайте внимание на маленькие успехи ученика.

Хвалите за успехи, корректируйте ошибки

Помните, что ребенок с дисграфией может испытывать разочарование в собственных силах, понимая, что справляется с учебой хуже других. Не забывайте хвалить своих учеников за маленькие успехи. При этом мягко и терпеливо корректируйте все ошибки, которые они допускают.   















Дисграфия. Памятка для учителей .

ПО СПЕЦИФИЧЕСКИМ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ОШИБКАМ

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

• пропуски букв и слогов - «трва»(трава), «кродил» (кроко¬дил), «пинес» (принес);

• перестановки букв и слогов - «оако» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натушила» (наступила);

• недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание слов лишними буквами или слогами - «тара-ва» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова - «Наотух» (наохоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «с пеки» (с пенка);

• слитное написание слов и их произвольное деление - «нас ту¬пила» (наступила), «Виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).

• неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

• замена одной буквы на другую - туки» (жуки), «панка» (бан¬ка), «тельпан» (тюльпан)? «шапоги» (сапоги);

• нарушение смягчение согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

 2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:

• аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приста¬вок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».







Правила написания диктантов для дисграфиков.

1. Чрезвычайно медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

 2. Текст прочитывается целиком.

Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот".

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель:

 Не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

 Не торопите неуспешного ребёнка.

 Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.

 Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.

Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».

 Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.

Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке

Учитель - логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

• учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

• учет возрастных особенностей детей;

• предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

• осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

• всестороннее развитие личности учащегося.









Упражнения, которые помогут в преодолении нарушений письма.


Упражнение "Корректурная правка".


Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным (не мелким) шрифтом.

Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим

заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы,

например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже

нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна

зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть

"парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика,

наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания);

"г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен

хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при

просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком.

Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается

пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием,

выделением голосом букв, в которых можно сделать ошибку. Например, проговариваем:

"Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём". Пример проще: "На стОле стОЯл

куВшин С мОлОком" (а произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Важно отчетливо проговаривать также окончание слова, поскольку для дисграфика

дописать слово до конца трудно.


Упражнение "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все

пропущенные буквы на своих местах.

Если ребёнок пропускает буквы – упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма

мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм

в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать

каждое слово в виде точек, по количеству слогов или букв в слове.

Если ребёнок не дописывает окончания – упражнение «Образ слова».

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается

на предпоследнюю букву вашего слова. Или на ту букву, которую надо запомнить

в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать

на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой

в классификации.


Если ребёнок делает ошибки в словарных словах –

упражнение «Весёлый

мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором

по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза,

а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные

гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва,

лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза

и рассказывает свой мультфильм.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.



Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете

проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка,

чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову

на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал

с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – упражнение

«Шифровка».

На доске (листке) пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат,

треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя

бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв

БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.



Диктанты надо писать! Только по-особому.


Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 50 слов сначала должно

затрачиваться не менее получаса времени.


Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ").

Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнения для головного мозга

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.

  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой — треугольник (или другие геометрические фигуры, главное — чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.

  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.

  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой — за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой — кончика носа.


Все вышеперечисленные упражнения в комплексе и по отдельности отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребенка в школе.




10 игровых приёмов для преодоления дисграфии

1. «Что за слово?»
Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла, санки, арбуз – лиса.
2. «Измени слово»
Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса - коса, рак – мрак, арка - парка, Аня-Ваня, лень-олень.
3. «Угадай-ка»
«Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква. 4. «Собери меня»
Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько палочек ты взял».
Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.


5. «Попробуй, отгадай»
Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые должны придумать слова с определённым звуком. Когда ребёнок возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.


6. «Будь внимательным»
Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:
- найти одинаковые слоги;
- найти слово, которое есть среди слогов.


7. «Корректор»
Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.


8. «Слово рассыпалось»
Ставим перед ребёнком задачу: собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт - самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н - слон, п, а, м, л, а -лампа.

9. «Внимательные глазки»
Пишем для ребёнка на листке запись типа: уукунууиугуууау (книга). Предлагаем прочитать спрятанное слово, мысленно убрав повторяющуюся букву. Если ребёнку трудно, то можно вычеркнуть букву, которая повторяется.


10. «Склеенное предложение»
Предлагаем ребёнку следующую запись: Медведьспитвберлоге. Нужно разделить запись на слова вертикальными чёрточками или разрезать ножницами.


Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок, а также способствуют усвоению учебного материала.














Коррекционно-развивающие упражнения для дизорфографии.

1) Развитие слуховой дифференцировки:

Упражнение   «Назови   слова»   -   начинаются   с  …,   заканчиваются   на  …,   в

середине с определенным звуком.

Упражнение   «Играем   в   слова»   -   придумать   слово,   которое

начинается/заканчивается на такой же звук, как и в слове ….(например, флаг)

2) Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

Упражнение «Воздушные прописи» - прописывание в воздухе. Упражнение «Какое слово спряталось» М в и в н в с в к – зачеркнуть все буквы «в».

Упражнение «Квазислово» воробейсоловейсорокаворона – надо разбить на

отдельные слова.

Упражнение «Конструирование и реконструирование А ® Д ® Л ® М

Упражнение «Найди в рисунке букву».

3) Развитие фонематических представлений:

Упражнение «Составляем слова» - к, у, р, а; ч, ш, а, к, а; с, к, у, м, а; и, а, р, г

Упражнение   «Составляем   предложения»   -   Дождьидетгромгремит   

Кошкапоймаламышку

4) Упражнения, направленные на работу по развитию грамматического

строя речи – учат правильно составлять и связывать речевые конструкции.

- Угадай конец фразы: В лесу растут гри…

- Добавь слова /распространи предложение/: На небе гремит гром.

- Образуй предложение из слов: веселая песня

- Исправь деформированный текст: любит, медвежонок, мед

- Найди ошибку: В ответ я киваю ему рукой. После грибов идут дожди.

- Можно ли так сказать? Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
























Учитель-логопед Гапонова Г.С.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое дисграфия

Автор: Господинова Ольга Сергеевна

Дата: 25.10.2023

Номер свидетельства: 638815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Родительское собрание в 3 классе по теме “Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?” "
    ["seo_title"] => string(105) "roditiel-skoie-sobraniie-v-3-klassie-po-tiemie-chto-takoie-disghrafiia-i-kak-pomoch-riebionku-disghrafiku"
    ["file_id"] => string(6) "175463"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424272426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Что такое дисграфия?"
    ["seo_title"] => string(21) "chto_takoe_disgrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "577867"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618098130"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Памятка для родителей "Что вы должны знать о дисграфии". "
    ["seo_title"] => string(59) "pamiatka-dlia-roditieliei-chto-vy-dolzhny-znat-o-disghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "145753"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418986701"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Дисграфия у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(35) "disghrafiia_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "424820"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1501738938"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Консультация для родителей на тему: "Что такое дисграфия?" "
    ["seo_title"] => string(64) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-chto-takoie-disghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "187433"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426515401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства