kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знайте!

  • Уровни понимания речи у детей могут быть различны: от самого низкого, при котором ребёнок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных).
  • Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Они владеют довольно большим пассивным словарём, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они всё понимают, только не говорят.
  • У других же детей понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создаётся впечатление, что ребёнок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удаётся установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?»


Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?

Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие.

Знайте!

  • Уровни понимания речи у детей могут быть различны: от самого низкого, при котором ребёнок с трудом понимает обращенные к нему элементарные просьбы, до понимания значений отдельных грамматических форм слов (например, различение единственного и множественного числа существительных).

  • Некоторые неговорящие дети могут понимать значения простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов (например, на столе, в столе, под столом). Они владеют довольно большим пассивным словарём, они способны по просьбе взрослых выполнять довольно сложные и разнообразные задания, выраженные словесно. О таких детях родители обычно говорят, что они всё понимают, только не говорят.

  • У других же детей понимание речи весьма ограниченно. Но даже тогда, когда создаётся впечатление, что ребёнок хорошо воспринимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительными обследованиями удаётся установить ограниченность понимания речи в сравнении со здоровыми детьми того же возраста.

Это важно!

  • Первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями (то есть первичное понимание речи) образуются у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением 1 предмета, который оно обозначает.

  • Необходимым условием для развития понимания речи является правильное функционирование зрительного и слухового анализаторов. Нарушения зрительного и слухового восприятия в значительной степени задерживают развитие понимания речи.

  • Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создаётся благодаря зрительно-моторной координации. Ребёнок лучше запоминает названия тех предметов, которыми он активно манипулирует.

Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?

В первую очередь необходимо определить уровень понимания ребёнком обращенной речи.

Уровень

Характеристика понимания речи

Нормативный показатель

I

У ребёнка выражено речевое внимание, он прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса

3–6 мес.

II

Ребёнок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д.

6–10 мес.

III

Ребёнок понимает названия отдельных предметов и игрушек:

- понимает только названия предметов и игрушек;

- узнаёт их на картинках;

- узнаёт их на сюжетной картинке

 

10–12 мес.

12–14 мес.

15–18 мес.

IV

Ребёнок понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и др.

- понимает двухступенчатую инструкцию: «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.;

- понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чём ты сидишь?», «Во что играешь?»

2 года

2 года 6 мес.

V

Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки

2 года 6 мес. –

3 года

VI

Ребёнок понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации

к 4 годам

 

Приёмы развития понимания речи.

Если ребёнок неговорящий? Если неговорящий ребёнок имеет низкий уровень понимания речи, то в первую очередь нужно начинать работу именно в этом направлении. Только при достаточно хорошем понимании живой речи (без гаджета) ребёнок может начать говорить.

На первом этапе доречевого развития используются следующие приёмы развития понимания речи:

  • запоминание названий простых движений (ладушки, до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по словам;

  • игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;

  • умение по слову найти предмет, игрушку;

  • нахождение данной игрушки среди двух-трёх,

  • узнавание себя и других детей по имени;

  • запоминание названия некоторых окружающих предметов;

  • формирование обобщающих понятий: «собака» – резиновая, пластмассовая, плюшевая, надувная, изображённая на картинке, то есть одним словом обозначаются предметы различной фактуры, цвета, величины, но одинаковые по своим существенным признакам;

  • выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;

  • выполнение действия с предметами, названия которых детям известны.

Помните! В ходе дальнейшего развития понимания речи детьми в первую очередь необходимо называть те предметы, на которых ребёнок сосредоточил своё внимание, и те действия, которые его привлекают!

Поэтапное расширение объёма понимания речи:

  1. Развитие понимания названий предметов и действий в той ситуации, в которой ребёнок находится (игры «Одень куклу», «Строим башню»).

  2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.

  3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).

  4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьёт, сидит, спит, бежит).

  5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит?»).

  6. Обучение пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чём? – для выяснения местонахождения предметов.

  7. Обучение пониманию вопросов: Что? Кого? (У кого?) – для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везёт мама?»).

  8. Обучение пониманию вопроса Чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).

  9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах?» и т.д.).

  10. Выполнение действий в определённой последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).

  11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (игра «Поручение»).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что делать родителям ребёнка с недостатками понимания речи?

Автор: Петрушкова Наталья Сергеевна

Дата: 12.08.2020

Номер свидетельства: 555635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект родительского собрания Роль семьи в формировании личности ребёнка "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-rol-siem-i-v-formirovanii-lichnosti-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "185034"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426141212"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_rechevaia_podgotovka_detei_k_shkole_v_seme"
    ["file_id"] => string(6) "566221"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607516816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Адаптация неслышащего ребёнка к социальной реальности посредством развития диалогической речи"
    ["seo_title"] => string(102) "adaptatsiianieslyshashchieghoriebionkaksotsialnoiriealnostiposriedstvomrazvitiiadialoghichieskoiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291609"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455147280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Родительское собрание: "Психологическая роль семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ"."
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_psikhologicheskaia_rol_semi_v_razvitii_lichnosti_rebenka_s_"
    ["file_id"] => string(6) "590797"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636387814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства