Дошкольные годы – определяющие в развитии личности. Упущения в литературном развитии малыша могут отрицательно сказаться на его дальнейшей читательской судьбе. В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, так как именно с помощью книги ребенок открывает мир, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24комбинированного вида, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Кондрикова, д. 8.
«Чтение — праздник души»
Дошкольные годы – определяющие в развитии личности. Упущения в литературном развитии малыша могут отрицательно сказаться на его дальнейшей читательской судьбе. В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, так как именно с помощью книги ребенок открывает мир, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.
Педагогический коллектив нашего детского сада уделяет большое внимание воспитанию любви к книге и приобщение детей к чтению. Постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил создать систему в области подготовки юного читателя. Работа с детьми по приобщению к чтению строится следующим образом:
Создание развивающей предметно-пространственной среды:
- книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.);
- уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т.п.),
- уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов;
- выставка книжек – самоделок.
Проведение НОД:
- по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно они способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию. Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает интерес к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.
- по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению (в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях и занятиях хореографией, на занятиях по изодеятельности).
В свободной деятельности дети закрепляют знания:
- театрализованные игры (кукольный театр «Теремок», настольный театр «Волк и семеро козлят, пальчиковый театр «Репка» и др.);
- режиссерские игры - драматизации сказок И.Истомина («Снегирь и мышонок», «Почему у зайца длинные уши» и др.), русских народных сказок;
- проектная деятельность («Сказка: правда или вымысел?», «Книжки-малышки»);
- акции («Книга детскому саду», «Книжкина больница», «Книга-малышам»);
- самостоятельное чтение в книжном уголке;
- свободная изобразительная деятельность.
Взаимодействие с родителями
Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной проблемы. Для этого:
размещаю в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой;
провожу совместные с родителями литературные викторины, досуги по литературным произведениям различных детских писателей и поэтов; Одним из ярких мероприятий является «Конкурс чтецов», который проводится в детском саду каждый год, где и дети, и родители показывают свое мастерство в знании детской художественной литературы, выразительности чтения и театрализации;
привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, изготовлению костюмов для театрализованной деятельности;
поощряю родителей и детей, посещающих городскую библиотеку (совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей как активных читателей);
привлекаю к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы (родителями собрана богатая библиотека красочно- иллюстрированных книг).
В работе с родителями постоянно ищу новые формы взаимодействия. Инновацией стало открытие социокультурного клуба «От чистого истока» Одно из заседаний клуба -круглый стол для родителей о пользе чтения под названием «Чтение – праздник души»
Цель:
• организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;
• повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой семейного чтения;
• развить интерес к педагогическому поиску по воспитанию юного читателя.
Ожидаемый результат:
Привить интерес к книге, как у детей, так и родителей
Укрепить взаимодействие триады «детский сад – семья – библиотека» в вопросах приобщения ребенка к чтению.
Книга входит в жизнь людей как великое чудо, раскрывая дверь в удивительный мир, позволяющий увидеть могущество человека. Люди постоянно обращаются к книге - за мудростью, за помощью, за советом. Ведь только читая книги, можно получить ответы на самые сложные вопросы, за несколько минут совершить кругосветное путешествие, опуститься в морские глубины, побывать в неизведанных местах и на далеких планетах, познакомиться с самыми невероятными героями и фантастическими существами, переместиться во времени, в любую точку, в любое измерение - для книги не существует границ и пределов, ведь она хранит в себе уникальные бесценные сокровища.
И я хочу надеяться, что ребята моей группы не потеряют интерес к книге: с удовольствием будут читать, делиться с друзьями впечатлениями, и будут ждать новых встреч в детской библиотеке. Считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.