kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Большие проблемы маленьких детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья - размышление о современных детях и их родителях, Что удобно родителям, а что вредно или полезно нашим детям. Данные из моей личной практики, И. П. Павлова о детской нервной системе, Всемирной Организации Здравоохранения, Юнеско. Думаю, нам всем необходимо задуматься о здоровье наших детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Большие проблемы маленьких детей. »

Из копилки моего педагогического опыта.

Моя «Школа для родителей».


Уважаемые родители!

Давайте с Вами порассуждаем о том, есть ли у маленьких детей проблемы? Проблем вроде бы как и нет: в магазинах купить можно всё и в любое время: продукты на любой вкус и кошелёк, красивые платья для девочек и костюмчики для мальчиков, очень много как платных, так и бесплатных кружков и «развивашек» различных направлений: хочешь – рисование и лепка, танцы, борьба, шахматы, хоккей… А если вдруг у мамы с папой нет времени и желания водить своих ненаглядных детишек по кружкам, есть великолепная вещь - DVD, куда можно загрузить мультик, фильм, а ещё есть компьютер… Это вообще просто ВАУ! И мультик, и кино, и развивающая программа… Просто многофункциональное спасительное устройство…

А так ли это хорошо, когда наш ребенок сидит перед монитором телевизора или компьютера? С одной стороны, наше чадо чем-то занято, а не бездельничает. Интересный мультик, типа «Маша и Медведь», или познавательная передача, типа «Советов тётушки совы». А сколько можно найти обучающих программ…

Тем не менее, с точки зрения занятости ребенка, и с точки зрения того, что у мам и пап появляется свободное время… А вот полезно ли оно с точки зрения здоровья для ребенка?

Очень хорошо, когда ребенок занят. Ходит в спортивные секции, «кружки-развивашки». И очень важно, чтобы все они были по возрасту и не перегружали нервную систему ребенка.

Хорошо, если ребенок занят физической культурой (танцами, художественной гимнастикой и т. д.) или развивающими занятиями (лепкой, рисованием, конструированием и т.д.). Но при этом необходимо учитывать, что высшие отделы детской нервной системы еще незрелы, находятся в стадии формирования, защитные механизмы мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невротическое расстройство.

Характерной чертой детской психики является преобладание чувств над разумом. Это делает ребенка особенно ранимым и восприимчивым к потрясениям. Дети еще не способны полностью осмыслить полученные впечатления и оценить их разумно.

Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга (органа психической деятельности) являются возбуждение и торможение. За счет процессов возбуждения выполняются те действия, которые удовлетворяют наши потребности и желания. За счет процессов торможения подавляется излишняя активность наших поступков.

И. П. Павловым и его школой было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:

  • при перегрузке процессов возбуждения;

  • при перегрузке процессов торможения;

  • при их «столкновении», т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.

Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузки процессов возбуждения.

Чем младше ребенок, тем слабее развиты в коре его головного мозга процессы торможения и тем легче они срываются при перегрузке.

На работу коры головного мозга влияет также состояние всего организма. На фоне тех или иных конституциональных особенностей организма чаще развиваются те или иные формы невротических реакций. Общие заболевания (инфекционные, эндокринные, гематогенные и т.д.), ослабляя организм в целом и неразрывно связанную с ним нервную систему, делают ее более ранимой и повышают вероятность возникновения невроза при тех или иных «психологических» вредностях, которые и являются основной причиной невроза.

В моей практике есть пример. Общалась с семьей, где на тот момент ребенку было около 5 лет. Папа страдал заиканием. Но окружающие до определенного времени этого не знали, т.к. папа говорил очень редко и предложениями, состоящими из 2 – 3 слов. Маме в один прекрасный момент захотелось чем-то занять ребенка, чтоб «не ходил по дому без дела». Ребенка отдали в музыкальную школу (фортепиано, хор). Ребенок стал заниматься ещё и шахматами. Ведь очень даже хорошо, когда у ребенка развито логическое мышление? Ну и папа решил «до кучи» отдать ребенка в спортивную секцию - ребенок стал заниматься хоккеем. И что заботливые родители и я, как воспитатель, примерно через полгода интенсивных занятий спортом получили в итоге? Всё правильно, у ребенка для начала появилось сильный нервный срыв, вслед за которым проявилось и заикание, которое является не только наследственным заболеванием, но и следствием нервного срыва.

Так заниматься или не заниматься в секциях и кружках? Вот в чём вопрос! На него каждый родитель находит ответ сам. И каждый из них, естественно, будет прав, приняв то или иное решение. Но в любом случае, выбирая секции и кружки для своего любимого чада, необходимо подобрать нагрузку для малыша, чтоб занятия шли на пользу. И эта нагрузка для каждого ребенка индивидуальна.

А может быть и неплохо, если ребенок не занят в кружках и секциях? Не будет перегружена нервная система. Может быть, мама и папа, бабушки и дедушки сами дадут весь необходимый и достаточный спектр знаний, умений, навыков?

К великому сожалению, в наше время родители пытаются зарабатывать как можно больше денег, чтобы ребенок был сыт, очень хорошо одет, было достаточно модных (но не всегда нужных и полезных) игрушек. А чтобы «идти в ногу со временем и быть не хуже других», хорошо бы иметь хорошую квартиру и модную мебель, машину, дачу, в отпуск - на море, а еще лучше за границу… Желания очень даже замечательные. А чтобы желаемое стало действительностью, родители загружены на работе, а дома – «забот полон рот», и отдохнуть бы хоть чуть-чуть после работы…

Самое удобное в подобной ситуации - включить ненаглядному сокровищу «классный» мультик, типа «Ну, погоди!», и заниматься своими делами. А мультфильм «Маша и Медведь» многие малыши готовы смотреть часами…

Выход найден: дитятко счастливо и даже хохочет в своей комнате, а уставшая мама готовит ужин и «пытается отдохнуть» на кухне. А ещё можно включить занимательные сказки, например, «Советы бабушки Совы» или занять ребёночка развивающими играми… Тоже выход… И ребенок занят, и у мамы «руки развязаны». Вроде бы все великолепно. Но так ли это?

Давайте порассуждаем: а можно ли детям смотреть телевизор? Если можно, то с какого возраста? И какие требования необходимо предъявлять к передачам, просматриваемым ребенком?

На современных «развивающих программах для детей» и мультиках часто ставится возраст от нуля, т.е. с рождения ребенка, с 3 месяцев или рекомендуемый возраст в 1-2 года. Так ли это?

Точные, научно доказанные, обоснованные и истинные ответы на эти вопросы мы можем получить у физиологов, врачей и ученых-психологов.

Мнение Всемирной Организации Здравоохранения однозначно: должен быть введен категорический запрет на демонстрацию мультфильмов и видеопрограмм детям до трехлетнего возраста с целью сохранения их здоровья как физического, так и психического.

Это мнение поддерживают и многие общественные организации родителей по всему миру. По словам Сюзан Линн из Гарвардского университета, представителя одной из таких организаций, «малыши развиваются в общении с мамой, а не с экраном». И это мнение подтверждается всеми исследователями!

Чем же так опасен просмотр телепередач и мультфильмов для малышей?

В течение первых лет жизни ребенка глаз интенсивно растет. Зрительный анализатор созревает лишь к трем – пяти годам. Для того, чтобы четко увидеть изображение, зрительная система ребенка напрягается. При рассматривании постоянно движущихся изображений на экране глаз ребенка постоянно напрягается. И если такое напряжение происходит часто или длительное время, то компенсаторные возможности органа зрения уже не могут сдержать последующих нарушений.

Выводы всех физиологов и врачей просты и категоричны. До двух, а лучше до трех лет детям вообще не рекомендуется смотреть телевизор и компьютерные видеопрограммы. Объясняется это не только нагрузкой на глаза, но и перегрузкой центральной нервной системы. И последствия видны не сразу, а проявляют себя через несколько лет!

По данным ЮНЕСКО, сейчас количество времени, проведенное дошкольниками у экрана, значительно превышает количество времени их общения со взрослыми в семье.

И последствия очень плачевны:

  • Отставание в речевом развитии. А не умея правильно говорить, не выразишь свою мысль, не аргументируешь свое мнение, не договоришься и не задашь вопросы. Речь ребёнка развивается только в живом общении с людьми! Ребенок видит только постоянно сменяющимися картинками и не слышит текста!!! Это доказано в ходе многочисленных экспериментов.  В последние десятилетия количество детей с серьезными нарушениями речи возросло более чем в шесть раз!!! Малышу нужно общение с мамой в творческой деятельности – лепке, игре, рисовании, труде, на прогулке и дома.

  • Гиперактивность, неспособность сосредоточиться, невозможность воспринимать информацию на слух, синдром дефицита внимания, рассеянность.

  • Отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры с игрушками, слушать сказки, конструировать сказочные города, рисовать. Он становится заложником всё новых и новых стимуляций с экрана. После просмотра фильмов со сценами агрессии повышается агрессивность детей. Это научно доказано психологами.

По рекомендациям окулистов, продолжительность просмотра телевизионных передач или видеопрограмм для детей трех – семи лет не должна превышать 30 минут. Это безопасная продолжительность просмотра. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана – 21 дюйм и больше. Чем больше экран, тем больше должно быть расстояние до него от глаз ребенка. На зрение так же влияет и освещение в комнате, где ребенок смотрит передачу, Если ребенок смотрит телевизор вечером, то надо обязательно включать освещение в комнате. При просмотре телевизора в темноте возникает яркий контраст между освещенностью помещения и экрана, и глаза быстрее утомляются. Телевизор нужно смотреть сидя!  Это также важно для меньшего утомления глаз.

Закончить свои рассуждения хочу на следующем: все мы, родители, не только даем жизнь нашим детям, но являемся «строителями» будущего наших детей. Мы являемся строителями того самого базиса, на котором в дальнейшем они будут строить свою собственную жизнь уже своими силами, на основе собственных знаний. И то, насколько оно будет счастливым и спешным в будущем, зависит от нас сегодня.

Давайте же мы с Вами примем сегодня и сейчас единственное верное решение!



Педагог МБДОУ «Детский сад № 9» Евстафьева Анастасия Владимировна


Использованная литература:


  1. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности Издательство: Учпедгиз Год: 1955.

  2. Детское зрение: тревожная статистика. "ВЕКО", №7, август-сентябрь 2010.

  3. Susan Linn. Consuming Kids: The Hostile Takeover of Childhoodр


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Большие проблемы маленьких детей.

Автор: Евстафьева Анастасия Владимировна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технологическая карта по рисованию на тему: «Морковки большие и маленькие».во второй младшей группе."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_po_risovaniiu_na_tiemu_morkovki_bol_shiie_i_malien_k"
    ["file_id"] => string(6) "400895"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489667495"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Нравственное воспитание детей"
    ["seo_title"] => string(31) "nravstvennoe_vospitanie_detei_1"
    ["file_id"] => string(6) "649013"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713181069"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация для родителей "Вредные привычки родителей и их влияние на здоровье детей""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vriednyie_privychki_roditieliei_i_ikh_vliianiie_"
    ["file_id"] => string(6) "361635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479843138"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Как пробудить у детей интерес к чтению? "
    ["seo_title"] => string(44) "kak-probudit-u-dietiei-intieries-k-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "171222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423654061"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Мастер – класс для педагогов «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-dlia-piedaghoghov-art-tierapiia-kak-sposob-sniatiia-aghriessivnosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "183372"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425836976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства