Просмотр содержимого документа
«"Богатыри - защитники земли русской"»
КУ "СРЦН "Гармония" Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Богатыри – защитники земли русской!" Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере: Чебаненко О.А.
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества.
Задачи: Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли. Формировать патриотическую память. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.
Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья –разбойника, Змея-Горыныча, Бабы Яги. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей и нечисти, карточки с изображением с предметов современной одежды канат, деревянные интерьерные украшения, макеты богатырского оружия, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности : спичечные коробки, пластилин, бумага, цветные карандаши, природные материалы (веточки, семечки, жёлуди) и т. д
Предшествующая работа: Рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри »и Н. К. Рерих «Бой со змеем». Чтение отрывков о древнерусских богатырях «Как Илья из Мурома богатырем стал… », «Финист –ясный сокол», «На заставе богатырской», «Вольга Всеславович», «Змей Горыныч »и другие. Прослушивание песен о Руси –матушке, рисование на тему «Богатырский конь», «Древние города». Разучивание с детьми ролей инсценировки.
Ход мероприятия.
Организованная деятельность детей проводится в музыкальном зале, окна - занавешены, зал украшен в духе Древней Руси, стены - «деревянные», иконы в Красном углу, прялка, вышитые рушники, и т. д… На стенах развешены изображения - символы богатырской эпохи - меч, щит, лук и стрелы в колчане, булава, палица, элементы одежды и снаряжения богатырей.
В группу входит специалист в русском национальном костюме.
Специалист: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Специалист:- хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Специалист:-Ой, ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас обкладывать. Ребята, а Вы узнали кто это? А давайте я вам помогу:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
Специалист:-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
- Позвоним сейчас в набат, будем богатырей мы звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» (музыкальное сопровождение – приложение 3, в зале появляются богатыри, нечистая сила уходит.
- А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?
Дети: богатыри…
Специалист:-А кто такие богатыри?
Дети:
-Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
– Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
- А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
- Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Специалист:- Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, в детском саду мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?
- Михайло Потык, Ставр Годинович, Пересвет, Микула Селянович, Вольга Всеславович….
Специалист:- А давайте вместе с богатырями сделаем разминку. (Дети повторяют движения за богатырями) Звучит музыка «Богатырская » (приложение 3)
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Специалист:-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»
Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Специалист:-Ох, ребята, какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.
Специалист:- Илюша, богатырь, а расскажи-ка нам, что за одежда на тебе такая необычная.
Богатырь Илья - Муромец описывает свою одежду и объясняет ее назначение
- Это рубаха - она приятна к телу, в мороз греет, в жару – холодит.
- Это кольчуга железная – она защищает грудь и спину от вражеских стрел
- Это латы – они берегут тело от вражеского меча и топора
- Это шлем – он бережет наши головы
Специалист:-Алёша Попович, а что за оружие у тебя в руках?
(Богатырь рассказывает о видах оружия и его назначении.)
Алеша Попович:
- Это меч – рубить врагов земли русской.
- Это щит – отражать удары неприятелей
-Это палица колючая – сносить головы басурманам
-Это кистень беспощадный – не уйти врагу невредимым…
-А это лук да стрелы. Берегись басурманин! Не укрыться тебе ни в лесу, ни под горой!
Специалист:- Как вы хорошо рассказываете! Ребятам очень интересно!
-А поведай нам, Добрынюшка – богатырь, как Вы коней себе выбираете?
Добрыня Никитич:
- А коней мы выбираем себе под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, как бы они нас выдерживали бы?
Специалист:- Спасибо вам за рассказ! Ребята, а давайте поможем собраться в путь-дорогу богатырю.
Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.
Специалист:- Вот спасибо Вам ребята! С таким снаряжением нас врагу ни за что не одолеть!
Специалист:- Снова на землю Русскую напала нечисть разная. Выручайте, нас богатыри!
Разыгрывается сцена боя между богатырями и нечистой силы. В итоге богатыри прогоняют нечисть за пределы русской земли (нечисть уходит из зала) .
Специалист:- Ой вы, гой-еси, Святорусичи –богатыри, оседлали вы коней верных, да стояли вы за веру и Отечество. Низкий Вам поклон от всей Руси!
Богатыри кланяются и уходят.
Специалист:- Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
- Виктор Михайлович Васнецов картине «Богатыри».
- Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
и другие ответы… (воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)
Специалист:- А теперь я приглашаю вас поиграть.
Проводится игра «Скажи и объясни». Дети делятся на две команды: одна команда говорит пословицу богатырскую – а вторая объясняет ее смысл, а потом наоборот.
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай – а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!
- Если дружба велика, будет Родина крепка!
- Своя земля и в горсти мила.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Специалист:- Какие молодцы! Все они знают, все могут объяснить … Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность- материалы: спичечные коробки, пластилин, бумага, цветные карандаши, природные материалы (веточки, семечки, жёлуди и т. д
Стоят четыре стола. За каждым столом – разные виды деятельности. Дети рассаживаются за столы по желанию.
1. Лепка из пластилина и природного материала. Воспитатель предлагает вылепить палицу по образцу из веточек, черенков, пластилина, подсолнечных семечек
2. Конструирование. Воспитатель предлагает собрать из отдельных элементов богатырского коня (по схеме) - крепкого и мощного из спичечных коробков, зубочисток, веток, пластилина или мастики, ваты, ниток, пакли
3. Аппликация. Воспитатель предлагает выполнить работу по образцу – шлем богатырю. (склеить из двух частей как шапочку –пилотку и разукрасить цветными карандашами или фломастерами)
4. Рисование с элементами аппликации. Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.
Специалист:-Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою. Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми. И я хочу сделать вам подарки –раскраски о русских витязях. Спасибо за внимание.