Данная статья адресована педагогам дошкольного образования,а так же родителям. В данной статье обращается внимание на основные вопросы безопасности в игре и повседневной жизни детей, особенно дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Безопасность игровой деятельности дошкольников"»
Безопасность игровой деятельности у дошкольников
По мнению Л. С. Выгодского, «Игра никогда не бывает просто игрой. Играя, люди учатся развивать способность взаимодействовать с неизвестным».
Поэтому игра и может выступать, как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в различных условиях
Основные задачи научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-неопасно»; быть внимательным, осторожным, предусмотрительным (ребенок должен понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки в быту или во время игровой деятельности); сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском дошкольном учреждении.
Особое волнение мы испытываем за детей дошкольного возраста. С первых дней жизни любопытность малыша, его познавательная активность, в отдельных случаях может обернуться вредом для него. Ребенок по своим физиологическим качествам не способен сам оценить всю меру опасности.
У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. Игра — основной вид деятельности дошкольника. Игровая деятельность включает в себя дидактические игры, строительные, подвижные, сюжетно - ролевые. По окончании каждой организованной деятельности дети попадают в предметно - развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.
В самостоятельной игре дошкольник открывает для себя практическое значение этих знаний, упражняется в их использовании при решении разнообразных познавательно-игровых задач.
Такие дидактические игры как «Светофор», «Учим дорожные знаки», «Собери знак» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Дидактические игры «Электроприборы», «Опасно – не опасно» и пр. - закрепляют знания о мерах пожарной безопасности, развивают умение вести себя грамотно в возникшей той или иной ситуации.
Такая игра, как «Четвёртый лишний» познакомит дошкольников, как в быту следует правильно контактировать и действовать с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.).
Играя в игру «Один дома» дети усваивают такое правило, что в отсутствии взрослых нельзя отвечать незнакомцам и подходить к двери, тем более открывать её.
В игровой ситуации «Знакомый или незнакомец» дети учатся отвечать отказом на любые обращения к ним неизвестных взрослых.
Игра «Потерялся», закрепит у ребят умение называть свой домашний адрес и фамилии, имена своих ближайших родственников.
Играя в сюжетно-ролевую игру «Айболит» или «Больница», дети в игровой форме узнают, как не заболеть и уберечься от некоторых заболеваний.
В подвижных играх дети учатся выполнять правила игры. Происходит развитие внимания, ловкости, быстроты, которые является одними из необходимых условий безопасного поведения на улице и в группе.
В самостоятельной игре происходит трансформация знания в установки, убеждения, представления, имеющие личную ценность.
Но мы не должны забывать, что нельзя оставлять детей без присмотра взрослых. Так же должна быть правильно подобранная детская мебель, если мебель не соответствует стандартам это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости.
Недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книг», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей.
Неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм.
Несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.
При работе с детьми необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
Игрушки должны быть гигиеничны, не сломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные).
Нужно всегда следить и напоминать о безопасности перед началом, во время подвижных игр, следить за порядком после завершения игровой деятельности.
Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии.
В заключении хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Поэтому, основная задача педагога дошкольного образования заключается в том, чтобы сформировать у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях научиться беречь свою жизнь.
Воспитывая ребенка и прививая ему навыки безопасного поведения, взрослые ежеминутно должны помнить, что главное - это внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если случиться такое, то найдет из нее выход.