kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Артикуляционная гимнастика (старший дошкольный возраст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё более далеко отстоящей поверхности;

•        Покусывание языка боковыми зубами;

•        Покусывание внутренней поверхности щёк;

•        Круговые движения языком между зубами и щеками;

•        Цоканье и пощёлкивание языком;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика (старший дошкольный возраст)»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»












Артикуляционная гимнастика


(старший дошкольный возраст)










Музыкальный руководитель:

Комладзе С. Т.



















г. Рославль.


• Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё более далеко отстоящей поверхности;

• Покусывание языка боковыми зубами;

• Покусывание внутренней поверхности щёк;

• Круговые движения языком между зубами и щеками;

• Цоканье и пощёлкивание языком;


Игра на развитие правильного звукообразования

«Ракета»

«Запускаем двигатель» на одном звуке: «У-у-у…», затем используется приём «глиссандо»: «ракета взлетела».


На развитие дыхания

«Весёлый паровозик»

Детям даётся установка: «Чей паровозик дольше проедет?».

Предлагается сделать глубокий вдох носом.

По знаку руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…» - так долго, насколько хватит дыхания.

Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.


«Воздушные шарики»

Детям предлагается: «надуть воздушные шарики»

(дыхание короткое, через нос).

Сначала «надуваем шар», затем со звуком «т-с-с-…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха.

Для контроля нужно держать руку на животе.


«Сердитая муха»

Муха «жжужит над ухом»: «Дз-з-з…»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

Исполнение скороговорки

Произносится на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка…

Чем больше «Егорок» сможет назвать ребёнок, тем больше у него объём лёгких.


«Попутный ветер»

Под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на бумажный кораблик.


Упр. - «Греем ручки»

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки.



«К солнышку»

Педагог

Руки к солнцу поднимаю --- Поднимают руки через стороны

И вдыхаю, и вдыхаю. вверх, делая вдох через нос.

Ну, а руки опускаю, --- Через стороны опускают руки

Воздух тихо выдыхаю. и тихо произносят на выдохе:

Это очень хорошо, «Ф-ф-ф...»

Что сегодня дождик шел!



Упражнение на развитие мимических движений


«Тучка улыбается и сердится»

Исполняется песня Г. Вихаревой «Тучка» [4].

Педагог показывает две иллюстрации, изображающие сердитую и веселую тучки. Под грустную музыку дети показывают мими¬кой, как тучка хмурится, под веселую — как она радуется.



«Ветер»

Педагог

А ветер щеки толстые Дети делают глубокий вдох,

Надул, надул, надул надувают щеки и с силой выпускают

И на деревья пестрые воздух через сомкнутые губы.

Подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой, Подняв руки вверх, качаются из

Облетел весь лист цветной. стороны в сторону, постепенно

Как обидно, как обидно, приседая и опуская руки.

Листьев нет — лишь ветки видно.


«Волки»

Дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у-у-у...»


«Вьюга»

Дети после энергичного вдоха через нос на выдохе продолжительно тянут звук

«у-у-у...»


«Гудок»

Педагог

Этот звук найдем в трубе Дети берут плоскостные пароходики

На большущем корабле, с прикрепленным к трубе

Что уйдет сегодня в море. кусочком тюля («дымком»)

«У-у-у!» — гудит он на просторе, и продолжительно тянут звук «у» так,

чтобы «дым» от дыхания затрепетал



«Ветер и листья»

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф».

Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).



«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.


Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки

Са-са-са — вот идет Лиса.

Су-су-су — видим мы Лису.

Сы-сы-сы — хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са — Лисонька-краса.

За-за-за — закрывай глаза.

Ся-ся-ся — вот и сказка вся.

Движения глазами вправо — влево, вверх — вниз, вправо — влево, вверх — вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.



Дыхательное упражнение


«Мышка принюхивается»

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномер¬ный выдох.

Учуяла мышка, как сладко пахнет земляничка, прибежала к ней, тоже хочет ее съесть. А в это время из болота выпрыгнули лягушата.


«Ветер»

Педагог

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный

И качает так листок — ф-ф-ф...

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... Активный выдох.

И качает так листок — ф-ф-ф...

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...

Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...

Дубовый — у-у-у...

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».



Логоритмическая гимнастика


«Подуем на варенье»

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.


«Вкусное варенье»

(для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.

Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.


«Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».



Гимнастика для глаз

«Пчела — оса»

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала.

У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога — осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд.

На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу.

Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.



Логопедическая гимнастика


«Подуй на варенье через трубочку»

(для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту.

Следить, чтобы щеки не надувались






«Блинчик»

(для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

Боковые края языка должны касаться углов рта


«Пирожок»

(для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка).

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут.

Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина.

Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10.

Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.


Гимнастика для глаз

«Солнышко и тучки»

Педагог

Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть глазами вправо — влево,

Солнышко тучки-летучки считало:,, вверх — вниз.

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе во всю засияло. Поморгать глазками.

Продавало солнышко на веселой ярмарке

Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку веселый народ.

Побывал на ярмарке весь огород.



«Синьор-помидор»

И.п. — стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад.

На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза.

На выдохе — плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха.

Руки с силой выжимают грудную клетку.

Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения).

Повторить 3—4 раза.

Упражнение создает сопротивление на выдохе.





Логопедическая гимнастика


«Подуй на чай»

Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка

«Ой, как вкусно!».

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба.

Следить, чтобы язык был все время широким.

Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.


Логопедическая гимнастика

• Упражнение «Улыбка» (для губ). Улыбнуться. Губы сжаты.

• Упражнение «Трубочка». Зубы сомкнуты.

Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «у».

Упражнения выполняются поочередно 5—7раз.


«Покатай во рту конфетку»

(на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта).

Рот закрыт.

Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.


«Киска умывается»

(для укрепления мышц языка, развития подвижности кончика языка)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Поднимать и опускать широкий язык поочередно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.


«Зевок»

(для активизации мышц зева и глотки).

Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.


«Киска лакает молочко»

(для укрепления мышцы языка)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движение назад-вперед.

Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.

Губы и челюсть должны быть неподвижны.






«Чашечка»

(для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема боковых краев и кончика языка, умения удерживать язык в таком положении)

Рот открыт. Губы в улыбке, высунут язык.

Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.

В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5—10.

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.



«Горка»

(для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки и корня языка).

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.

Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.


«Саночки»

(для развития подвижности языка, умения удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен.

Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.



«Болтушка»

(для выработки подъема языка, развития гибкости и подвижности его передней части)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


«Рупор»

(для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении)

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.



«Барабан»

(для вырабатывания подъема языка, развития умения делать кончик языка напряженным, развития его подвижности)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широким кончи ком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д-д-д...»

Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, а не был «хлюпающим».

Звук «д» произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.



«Гармошка»

(для укрепления мышцы языка, выработки умения удерживать язык в вертикальном положении, растягивания подъязычной уздечки)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.


«Заборчик»

(для укрепления круговой мышцы рта, развития умения удерживать губы в улыбке)

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.


«Качели»

(для выработки умения быстро менять положение языка, развития его гибкости, точности движений кончика языка)

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широкий язык положить сначала на верхнюю губу, а затем на нижнюю.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Артикуляционная гимнастика (старший дошкольный возраст)

Автор: Комладзе Светлана Тристановна

Дата: 13.04.2020

Номер свидетельства: 546523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Артикуляционная гимнастика : " Язычок делает зарядку""
    ["seo_title"] => string(53) "artikuliatsionnaiaghimnastikaiazychokdielaietzariadku"
    ["file_id"] => string(6) "298478"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456330809"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Артикуляционная гимнастика : " На зарядку станавись ""
    ["seo_title"] => string(47) "artikuliatsionnaiaghimnastikanazariadkustanavis"
    ["file_id"] => string(6) "298498"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456332542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(86) "vliianiie-artikuliatsionnoi-ghimnastiki-na-razvitiie-diktsii-u-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "255650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447957540"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей   группе  «Мишутка»  в соответствии с ФГОС  дошкольного  образования»."
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-starshiei-ghruppie-mishutka-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458667365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Влияние развития мелкой моторики на формирование элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(124) "vliianiierazvitiiamielkoimotorikinaformirovaniieeliemientarnykhmatiematichieskikhpriedstavlieniiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "285709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454239492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства