Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в исправлении нарушений звукопроизношения. Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям:
· формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
· направленной воздушной струи;
· развитие мелкой моторики рук;
· развитие фонематического слуха;
· отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза и представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого (педагога, родителей) ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это даёт детям возможность делать свои первые « открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность. Упражнения перед зеркалом родители выполняют вместе с ребёнком.
Для этого необходимо уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, который достигается путём тренировки. Если у ребёнка какое - то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки. Не всегда ребёнок точно ощущает, где должен находиться в данный момент язык. Тогда родители концом ручки чайной ложки проводят в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами ищут у основания, нижних резцов). Необходимо приучать детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность действий. При таком выполнении упражнений у ребёнка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
· улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
· подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».