kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация словаря детей младшей возрастной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок овладивает словарным запасом, который позволит ему общаться

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация словаря детей младшей возрастной группы»

Консультация для родителей.

«Активизация словаря детей младшей возрастной группы.»

 В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть словарным запасом, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, теле- и радиопередачи и т. д. При работе с детьми для обучения, обогащения и активизации словарного запаса педагог часто использует дидактические игры. Содержание дидактических игр определяется в основном с содержанием занятий и наблюдений. Дидактическая игра строится на уже имеющихся у детей знаниях.

Например: в игре «Назови три предмета» вам предстоит запомнить и назвать животных, транспортные средства, овощи и фрукты, мебель, посуду и т. д.,.

На третьем году жизни ребенок осваивает названия предметов одежды, мебели, техники, а также игрушек и т. д., которыми он занимается , часто видит и интересуется.

Словарная работа на этом этапе в том, что дети учатся различать и называть части предметов (части тела животных, людей; части предметов быта: рукава и карман для платья, крышка от чайника и др.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические особенности (холодный, гладкий) и свойства (удары, паузы).

В развивающих играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не делай ошибок» и других у ребенка улучшается словарный запас, развивается интерес к словарному запасу. Также становится необходимым знакомить детей со свойствами предметов и словарным запасом, чтобы углубить их знания о предметах. Дошкольники узнают названия предметов, их назначение, конструктивные особенности, учатся различать материалы (глина, бумага, ткань, дерево), выявлять их признаки и свойства (мягкие, твердые, шероховатые, тонкие; ломать, ударять и т. определить, соответствует ли материал, из которого изготовлен предмет, его назначению. Для выполнения задания воспитатель использует дидактическую игру, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая тему с детьми, воспитатель поможет определить и назвать размер и цвет. развивает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующую лексику (вперед, назад; утром, вечером, сначала потом и т. д.) в играх «Если случится», «Не ошибись», «Что сначала, что потом». Игры с предметами более доступны для детей, соответствуют желанию ребенка действовать с вещами и тем самым познавать их, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. В младшем дошкольном возрасте игра с игрушками у многих сопровождается движением, что соответствует особенностям детского восприятия и мышления. Ребёнок становится маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложение, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов состоит предложение. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас с вами.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц,

понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ним в игру, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию» и т. д. Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Средства, которые могут использовать родители совместно с детьми.

Упражнять в звукопроизношении с помощью потешек, скороговорок, стихотворений.

Прочитать стихотворение и придумать конец.

Попробуйте вместе с детьми рассказать сказку, прибаутку на различные голоса от различных лиц.

Сравните два стихотворения о зиме или об осени, чем они похожи, чем отличаются.

Поговорите с ребенком, чем нравится вам сказка, рассказ, стихотворение, потешка.

Сравните и дайте ребёнку возможность объяснить, чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, воробей и синица, гусь и утка и т. д.

Ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом и уметь правильно строить отдельные предложения.

Постарайтесь вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать:

Расспрашивайте, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка или зоопарка, просмотренном мультфильме, о событиях в детском саду и т.д.

Слушайте ребёнка с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопроса, помогите составить полное, красивое предложение

Научите ребёнка понимать связанные высказывания прослеживать последовательность событий: учите ребёнка внимательно следить за развитием действия сказки, за последовательностью событий; в этом поможет вечернее чтение, чтение сказок в выходной день. Овладение связной речью следует: научить ребёнка давать полный ответ на заданный вопрос. Это можно показать на материале тех же самых сказок прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в соответствии с ходом развития описанных в них событиях полные ответы на вопросы, по сути дела и будут являться почти пересказом прочитанной сказки.

Например, по сказке «Репка»:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.)

Какая выросла репка? (Выросла репка большая-пребольшая.)

Что стал делать дед? (Дед стал из земли репку тащить.)

Смог ли дед вытащить репку? (Дед репку вытащить не смог.)

Кого позвал дед? (Дед позвал бабку)…


Составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин:

Постепенно ребёнок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.

Для подготовки его к рассказу - картинка внимательно рассматривается вместе с ребёнком

В процессе рассматривания необходимо задавать вопросы по содержанию

После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребёнка особой сложности

Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:

Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа

Пересказ просмотренного мультфильма

Рассказ о событиях прошедшего дня

Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии

Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?)

Составление рассказа по данному его концу (а что было до этого?)

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связей между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего–то начинается и чем–то заканчивается». Именно это и важно при ответах на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логический рассказ учебного материала.

Необходимо своевременно позаботиться о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка же ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

Рекомендуем поиграть в словесные игры:

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребенок (вытаскивает предмет и говоритнапример, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый: При обследовании некоторые дети ответили: «Из досок».

Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый: стакан из стекла?

Дети: стеклянный.






Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть много профессий. Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции: Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложения.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый. «Солнце греет»

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом. Ребенок. Я вижу низкий дом. Мама. У меня острый нож. Ребенок. У меня тупой нож.

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.

Пожелания родителям

1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.

2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.

3. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.

4. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…

5. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку.


«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»

Ежедневно пополняйте словарный запас детей добрыми, вежливыми словами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активизация словаря детей младшей возрастной группы

Автор: Эльвира Айтбаевна Вотякова

Дата: 23.01.2024

Номер свидетельства: 644483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы» "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-po-samoobrazovaniiu-na-tiemu-aktivatsiia-slovaria-dietiei-mladshiei-vozrastnoi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "239700"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444839978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Здравствуй, лето" во второй младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_zdravstvui_leto_vo_vtoroi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "609579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655143133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Доклад "Роль подвижных игр в развитии детей" "
    ["seo_title"] => string(46) "doklad-rol-podvizhnykh-ighr-v-razvitii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "118395"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413128651"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства