kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация младшего школьного возраста в рамках инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире решение вопроса адаптации младшего школьного возраста становится одной из актуальных тем. В процессе обучения и воспитания важной задачей родителей и педагогов и специалистов вспомогательных профессий, следует считать процесс социализации личности ребенка. Систематический процесс подготовки к самостоятельной жизни, начавшийся в младшей школе, предполагает не только приобретение детьми теоретических и практических знаний. Важное место в этом процессе имеет уровень развития социально-коммуникативной сферы, умение вступать и поддерживать отношения с окружающими, являющееся важным условием личностного развития человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация младшего школьного возраста в рамках инклюзивного образования»

Тема поисково-исследовательской деятельности

















«Адаптация младшего школьного возраста в рамках инклюзивного образования».













Карпец Александра Геннадьевна

Психолог

Педагог-ассистент










Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения адаптации личности младшего школьного возраста.

1.1. Понятие социализации в социально-психологических концепциях

1.2. Социализация младших школьников в системе инклюзивного образования

1.3. Внеурочная деятельность, как важное условие для развития социализации младших школьников

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня социализации младших школьников в условиях инклюзивного образования







Введение

Актуальность исследования

В современном мире решение вопроса адаптации младшего школьного возраста становится одной из актуальных тем. В процессе обучения и воспитания важной задачей родителей и педагогов и специалистов вспомогательных профессий, следует считать процесс социализации личности ребенка. Систематический процесс подготовки к самостоятельной жизни, начавшийся в младшей школе, предполагает не только приобретение детьми теоретических и практических знаний. Важное место в этом процессе имеет уровень развития социально-коммуникативной сферы, умение вступать и поддерживать отношения с окружающими, являющееся важным условием личностного развития человека.

От качества процесса адаптации в младшем школьном возрасте зависит дальнейшее личностное развитие человека, способного органично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, отражая позицию ребенка в социальных отношениях посредством общения и взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.

Процесс социализации детей, развивающихся в норме и детей, развивающихся на дефектной основе различен. По мнению Л.С. Выготского физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения трудностей в развитии его общения с окружающими, в установлении социальных связей, что является неблагоприятным фактором личностного развития.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с особенными возможностями здоровья, имеющих нарушения в развитии. Особое место среди них занимают дети с задержкой психического развития (более 20%). В мировой медицинской и психологической литературе этих детей называют детьми «с минимальной дисфункцией мозга», в педагогике – «дети с трудностями в обучении». Определение «задержка психического развития» применяется к детям, которые не имеют нарушений каких-либо анализаторов (слухового, зрительного, речевого, моторного) и не которые не являются умственно отсталыми. Дети с нарушениями коммуникативной сферы и социального взаимодействия имеют существенные трудности в обучении по общеобразовательным программам и испытывают проблемы в социальной сфере, так как самостоятельное вхождение в сферу социальных отношений, овладение навыками межличностного взаимодействия для детей с ЗПР является довольно сложным. У детей с задержкой психического развития ослаблены «социальные возможности личности», выражена низкая потребность в общении, которая при этом сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия: отчуждением, избеганием или конфликтностью (Коломинский Я.Л, Лебединский В. В., Познер М.С., Шипицина Л. М. и др.). Педагогической проблемой в работе с этими детьми является их социализация, так как школьник с нарушениями социального взаимодействия с трудом выделяет сверстника в качестве объекта межличностного взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми.

Темп и качество адаптации зависит от внешних факторов, в частности, от влияния общества. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории. Дети с нарушениями коммуникативной сферы могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений, пребывание в которых редуцирует возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что нарушает их социальную адаптацию и реабилитацию. Для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции. В данном случае мы рассматриваем процесс социализации категории детей младшего школьного звена.

Младший школьный возраст является периодом расширения социального пространства: ребенок становится членом классной группы, участником кружков, секций и других сообществ. В этом возрасте происходит ряд психофизических и интеллектуальных изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа и статус в этой группе. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам со временным обществом, определить основные направления социализации младших школьников, определить и обосновать показатели их социализированности. Это обстоятельство диктует необходимость работы над процессом социальной адаптации детей на ранних стадиях.

Цель: исследовать процесс социализации детей младшего школьного звена.

Чтобы определить качественный уровень социализации учащихся, мы предполагаем исследовать следующие параметры: самооценку, статус в группе, инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон в отношениях, агрессивность, групповую сплоченность, а также участие в мероприятиях класса и школы.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой теме.

  2. Провести опытно-экспериментальное исследование уровня социализации младших школьников.

  3. Составить и реализовать программу деятельности, направленную на социализацию младших школьников.

  4. Провести анализ результатов исследования.

Объект исследования: процесс социализации младших школьников в инклюзивной образовательной среде.

Предмет исследования: личностные и социальные параметры, отражающие качественный уровень социализации младших школьников в инклюзивной образовательной среде.

Гипотеза: повышению качественного уровня адаптации младших школьников способствует специально организованная деятельность, как в кабинете инклюзивного образования, так и во внеурочное время.

Методическая основа исследования.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблеме, эмпирическое исследование (тестирование, анкетирование, наблюдение).

Методики

  1. Метод наблюдения (Б.Г. Ананьев).

  2. Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд).

  3. Анкета Лускановой.

Экспериментальная база исследования.

Исследование планируется проводится в «КГУ средней школе №17

им. М. Ауэзова», возрастная категория младший школьный возраст. Первым периодом считается младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет) когда ребёнок обучается в начальных классах.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в изучение теоретических знаний по проблеме социализации детей младшего школьного звена в инклюзивной образовательной среде: рассмотрены особенности социализации младших школьников с нарушениями общения и социального взаимодействия.

Практическая значимость работы заключена в том, что в рамках исследования будет реализовываться индивидуальная программа развития по адаптации младших школьников, способствующая положительным изменениям в личностной и социальной сфере обучающихся, в конечном итоге – повышению уровня их социализации. Полученные результаты могут быть использованы с целью содействия в повышении уровня социализации детей младшего звена школы в условиях инклюзивной образовательной среды. Практические материалы работы могут быть использованы в деятельности социальных работников, педагогов, психологов и педагогов-ассистентов.


По завершению первой исследовательской части, были изучены теоретические данные по актуальности поисковой темы. Используя метод наблюдения, было выявлено, что дети лучше адаптируются в комплексном подходе общей социализации. Такой длительный процесс адаптации состоит из нескольких этапов

1 этап – это  ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго ориентировочно 3 недели.

2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недель.

3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.

Поэтому,  чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. Продолжительность данного этапа ориентируется примерно 1 неделя.

Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, т.е. этот все условно приблизительно, может быть намного больше, учитывая, что мы социализируем детей из кабинета поддержки инклюзии.

На следующий учебный год, планируется проведение следующих методов исследования - анкетирование и проективные методики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация младшего школьного возраста в рамках инклюзивного образования

Автор: Карпец Александра Геннадьевна

Дата: 17.05.2022

Номер свидетельства: 607090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "" Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_mezhlichnostnykh_otnoshenii_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_nar"
    ["file_id"] => string(6) "527287"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573980170"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства