Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей к условиям детского сада с помощью физического развития.»
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Татьяна Никифорова
Адаптация детей к условиям детского сада с помощью физического развития.
Я работаю с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Для меня очень актуальна проблема адаптации детей к условиям детского сада, так как от успешной адаптации зависит дальнейшее развитие ребенка. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е., совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Я считаю, что активное физическое развитие является одним из условий успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Передо мной встал вопрос: как лучше организовать свою работу, чтобы физическое развитие имело закономерный оправдательный контакт со всеми видами деятельности. Возникло желание оторваться от стандартных методов и перенести ребенка в мир положительных эмоций, ощущений. Этому способствовал цикл игр.
Каждая игра проводилась на повышенном эмоциональном фоне и с последующим усложнением.
Очень хорошо воспринимались детьми совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки («Ладушки-ладушки»).
В игре «Ладушки» я использовала имена всех детей, при этом касалась ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Разрабатывая занятия, я прилагала все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нем не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по ознакомлению с художественной литературой, читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаю накормить кота молоком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующем занятии они уже сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить. Игровые действия малышей стимулируют их память и речевую активность.
Каждое занятие я старалась сделать игровым, максимально приблизив тему к знакомой ребенку обстановке. Например, на занятии по теме: «У кого какая мама» (по пособию Л.Н.Павловой) я предлагала малышам построить детский сад для маленьких животных. При этом пели песенку «Строим дом». Мамы-животные приводят в детский сад своих детенышей, а затем, после выполнения нескольких заданий, забирают их домой. На таком занятии ребята не только учатся узнавать и называть детенышей животных, но и еще раз убеждаются в том, что всех детей мамы заберут вечером домой. Это создает им дополнительно психологический комфорт, особенно в период адаптации.
Для физического развития детей раннего возраста я использовала систему игр и упражнений, способствующих развитию и коррекции движений, мелкой моторики и формированию зрительно-двигательной координации:
«Соберем колечки»
«Сходим к мишке в гости»
Доползи до игрушки»
«Догони мяч» и другие.
…Вот утром мамы привели своих малышей в детский сад. Ребятишки малоподвижны, предпочитают играть в одиночку или рядом с воспитателем. Как их расшевелить? А пусть те, кто пришел раньше других, построят из кирпичиков, брусков дорожку. По ней будут ходить дети. Строят малыши самостоятельно, но я подсказываю им, что лучше и интереснее возить строительный материал на машинках, а не носить на руках.
Следующий режимный момент – утренняя гимнастика. На нее отводится 5-6 минут. Дети ходят в колонне по одному по ограниченной поверхности, сохраняя устойчивое равновесие. Потом ползают на четвереньках. Строевое упражнение – построение в круг. За этим следуют общеразвивающие упражнения и прыжки ( с применением игровых приемов, стихов, потешек, сказочных превращений). Часть времени посвящаю обучению ориентации в пространстве.
За такой короткий промежуток времени решается сразу несколько двигательных задач.
Занятия по сенсорике, развитию речи также строю с учетом необходимости активного движения, потому что малыши уже на четвертой-пятой минуте «сидячего» занятия начинают отвлекаться и не воспринимают материал в полном объеме.
Во время одевания на прогулку пользуюсь игровыми приемами, побуждая детей к самообслуживанию.
Благодаря проведенной работе по физическому развитию детей раннего возраста и созданию условий в группе я добилась положительных результатов:
Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно-психического развития детей показали, что достигнуты ощутимые результаты. Дети с радостью идут в группу и всегда обращают внимание родителей на то, что сделано ими (детьми) на занятиях.