Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии и укреплении здоровья
Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии и укреплении здоровья
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий поможет повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии и укреплении здоровья»
Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии и укреплении здоровьяИнструкторпо физической культуреКурнашова Н.А.
Здоровьесберегающая технология
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Технологии обучения здоровому образу жизни
Коррекционные технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Стретчинг - система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах.
Время проведения в режиме дня
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате.
Ритмопластика - сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии
Особенности методики проведения
Ответственный
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Нужно опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Динамические паузы - пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности.
Инструктор по ФИЗО
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Инструктор по ФИЗО
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
музыкальный руководитель,
Воспитатели
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Подвижные и спортивные игры
Особенности методики проведения
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
Гимнастика ортопедическая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Воспитатели, Инструктор по ФИЗО
Воспитатели, Инструктор по ФИЗО
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Педагог -психолог
Воспитатели, логопед
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Особенности методики проведения
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Гимнастика бодрящая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Ответственный
Все педагоги
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая
Все педагоги
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Воспитатели
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Воспитателиинструктор по ФИЗО
Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Физкультурноезанятие
Проблемно-игровые (игротерапия) - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры
Особенности методики проведения
2-3 раза в неделю в группе или спортивном зале.
Коммуникативные игры
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Ответственный
Воспитатели, инструктор по ФИЗО
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия из серии «Здоровье»
Воспитатели, педагог - психолог
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
Воспитатели, педгого-психолог
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Воспитатели, инструктор по ФИЗО.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Самомассаж
Особенности методики проведения
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Точечный самомассаж
Ответственный
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
Биологическая обратная связь (БОС)
От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста
Воспитатели,
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников
ст. медсестра, инструктор по ФИЗО
Воспитатели, ст. медсестра, инструктор по ФИЗО
Педагог-валеолог, специально обученный педагог
Коррекционные технологии
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Арттерапия - это лечение изобразительным искусством
Особенности методики проведения
Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия- это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Ответственный
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Воспитатели, педогог-психолог
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Все педагоги
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Воспитатели, педагог- психолог
Коррекционные технологии
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Технологии воздействия цветом- это метод лечения цветом, один из самых перспективных методов лечения и оздоровления
Особенности методики проведения
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика- это курс специальных занятий , направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка .
Ответственный
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Воспитатели, психолог
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Воспитатели, психолог
Занятия проводятся по специальным методикам
Воспитатели, психолог
Коррекционные технологии
Виды здоровьесберегающих пед. технологий
Время проведения в режиме дня
Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)
Особенности методики проведения
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.
Ответственный
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
Воспитатели, инструктор по Физо, логопед
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.