Основную роль в воспитании и развивтии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе,его мировозрению в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитания ребёнка в семье"»
Воспитание и образование-процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей,учителей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между учителями и родителями не сложились.
Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Успешность семейного воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
Уместно выделить факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье: 1.микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей социальным ценностям.
2.внутрисемейная деятельность-основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.
3.воспитательная деятельность родителей.
Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья-это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и развитие личности ребёнка.
Отсюда вытекают функции семьи:
- создание условий для интеллектуального и физического развития ребёнка.
- обеспечивает первичную социализацию личности.
- создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений.
В каждом образовательном учреждении желательно знать те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания. Очень ценно, когда описывается родителем или педагогом не только состояние семейного воспитания, но и раскрываются пути и способы получения положительных результатов, рассказывается об ошибках и способах их исправления, о нерешённых проблемах.
В России наиболее распространённой является семья однопоколенная, в которой вместе живут отец, мать и их дети. Хорошо это или плохо? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности. Но, вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи-традиции, объединяющие взрослых и детей.
В многопоколенной семье вместе живут и молодое, и старшее поколение. Если это дружная семья, то создаётся возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчён быт. Однако, даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной семье есть свои трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными, но в определённых случаях твёрдо отстаивать позиции современного воспитания.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери и отцу помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества.
Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Если родители обладают определённой педагогической культурой, им удастся успешно воспитывать ребенка.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у детей нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственной сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Необходимо разъяснить родителям детей важность своевременного воспитания нравственных качеств.
Известно стремление всех учеников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Овладение детьми навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственных качеств, как самостоятельность и настойчивость.
С появлением новых видов труда у дошкольников расширяются возможности их использования в нравственном воспитании. Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для ребенка особенно наглядны. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, доставить им радость, чувство долга перед семьёй. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственные качества.
Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.
Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем труде.
Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.
Формирование основ нравственных качеств ребёнка начинается ещё в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее моральное развитие ребёнка. Важно с самого начала воспитывать ребёнка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться на формировании его нравственных качеств.
Используемая литература:
Виноградова Н.Ф «Воспитателю о работе с семьёй»
А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский - М.: Академия 2006.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Лицей №7г.Усть-Джегуты»
Подготовила: Аппаева И.Х. кл. руководитель 8 класса