Просмотр содержимого документа
«Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
Проект «Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников»
Воспитатель:
Анкудинова Вера Петровна
Слайд 1: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Актуальность данной проблемы побудила нас искать формы работы, наиболее эффективно обеспечивающие развитие мыслительной деятельности. В связи с чем, мы разработали проект «Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников».
Слайд 2: Объектом нашего исследования стало мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития мышления детей.
Целью проекта мы поставили перед собой выявить экспериментальным путем влияние дидактических игр и упражнений на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза - развитие мышления дошкольника будет проходить успешно, если систематически использовать дидактические игры и упражнения с учетом индивидуальных и возрастных способностей детей.
Наши задачи представлены на экране:
1.Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме.
2.Выявить уровень мышления детей старшего дошкольного возраста.
3.Подобрать и апробировать дидактические игры и упражнения на развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
4.Проверить результативность использования дидактических игр и упражнений на развитие мышления старших дошкольников.
5.Воспитать у детей коммуникабельность, находчивость, инициативу, любознательность, уверенность в себе, настойчивость в достижении цели.
Слайд 3: После изучения методической литературы мы провели диагностику, результаты которой вы видите на экране.
Слайд 4: Для исследования влияния дидактических игр на развитие логического мышления мы взяли в работу следующие виды игр:
Анализ – синтез.
Это игры обучающие детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения:
нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).
дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).
Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. Использование игр со счетными палочками также способствует развитию воображения, пространственного мышления, смекалки.
Слайд 5: Занятия с «Волшебным квадратом» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности.
Слайд 6: Такая игра как «Танграм» помогает развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление. В процессе игры дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, учатся разбивать сложные задания на несколько простых.
Слайд 7: Следующий вид игр направлен на сравнение.
Цель этих игр - учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения:
закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д.
поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках («Что изменилось», «Найди различия», «Найди пару», «Чем похожи», «Что общего»).
Слайд 8: Игры на ограничение направлены на то, чтобы учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность.
Игры и упражнения:
«обведи одной линией только красные флажки»
«найди все некруглые предметы» и т.п.
исключение четвертого лишнего.
Слайд 9: С целью научить дошкольников мысленно объединять предметы в группу по их свойствам, обогатить словарный запас, расширить бытовые знания детей мы также использовали игры и упражнения на обобщение, на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. («Назови одним словом», «Назови предметы с общим назначением», «Назови три предмета», «Где растёт»)
Слайд 10: Дидактические игры на систематизацию учат выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учат рассказывать по картинке, пересказывать.
составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической «Что сначала, что потом» и др. последовательности.
Слайд 11: Классификация.
Цель этих игр – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.
С целью развития умения выделять существенные признаки мы включили игры «Фрукты-овощи», «Одежда–обувь», «Зима-лето», «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает» и т.д
Слайд 12: Следующий вид игр учит при помощи суждений делать умозаключение. Способствует расширению бытовых знаний детей. Развивает воображение.
Игры и упражнения:
поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть);
оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?);
решение логических задач.
Слайд 13: Задачи, стоящие перед нами, реализуются не только на непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе организации игр в повседневной жизни. Нами была организована игротека – уголок занимательной математики. Дети свободно берут интересующую их игру, пособие математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Слайд 14: Оборудовав уголок занимательной математики, мы преследовали решение двух главных задач:
Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Слайд 15: Исходя из опыта, поняли, что работа над развитием логического мышления будет более эффективна при тесном контакте с родителями. Но просто говорить родителям о значении развития мышления и давать какие-либо задания совершенно не эффективно. Мы пошли по пути практических мероприятии, где родители являются активными участниками собрания, консультации, практикума.
Формой работы с родителями избрали оформление уголка для родителей, семинар практикум.
В уголок для родителей поместили папку – раскладушку, в которой советуем в какие игры можно поиграть с ребенком дома.
Слайд 16: Позднее организовали семинар – практикум, на котором познакомила родителей с играми на развитие логического мышления, а также подготовили памятки для родителей. Показали как своими руками можно изготовить новые интересные игры для совместной деятельности родителей с детьми.
Слайд 17: Благодаря тому, что в нашей группе установилась традиция – «Игры в гости к нам» (каждую неделю кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру, знакомит с ней сверстников; целую неделю игра «гостит» в группе; все желающие в свободное время могут в неё поиграть, после чего её возвращают владельцу) каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт.
Слайд 18: Проанализировав результат нашей работы, мы провели вторую диагностику и пришли к выводу, что наша деятельность дает положительные результаты.
Уровень развития логического мышления значительно повысился.
Совершенствовались психические процессы (восприятие, внимание, мышление, речь и др.)
При проведении дидактических игр дети принимали более активное участие (помогали воспитателю в подготовке к игре, а также друг другу)
Дети более уверенно стали выполнять предлагаемые им задания, пытаться анализировать и делать выводы, обобщать, рассуждать.
Меньше времени затрачивали на выполнение задания.
Дети стали коммуникабельны, инициативны, уверены в себе, настойчивы в достижении цели.
Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Слайд 19: По результатам данной работы хотелось бы дать следующие методические рекомендации:
1) в играх по развитию логического мышления следует учитывать реальные трудности в развитии детей;
2) больше проводить дидактических игр по подгруппам – это приносит ощутимый результат;
3) особое внимание уделять речевым навыкам детей, предоставлять им возможность самим объяснять свои действия;
4) при проведении всех дидактических игр необходимо учить детей быть внимательными, выносливыми по отношению друг к другу, учить их взаимовыручке;
5) дидактические игры должны побуждать детей анализировать ситуацию, сравнивать, сопоставлять и делать логические умозаключения;
6) эффективней всего использовать словесные и настольно-печатные игры, т.к. их можно применять и в различные режимные моменты;
7) дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте;
8) подбирать игры необходимо с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.