kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»















Проект «Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников»














Воспитатель:

Анкудинова Вера Петровна

Слайд 1: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Актуальность данной проблемы побудила нас искать формы работы, наиболее эффективно обеспечивающие развитие мыслительной деятельности. В связи с чем, мы разработали проект «Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников».


Слайд 2: Объектом нашего исследования стало мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития мышления детей.

Целью проекта мы поставили перед собой выявить экспериментальным путем влияние дидактических игр и упражнений на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза - развитие мышления дошкольника будет проходить успешно, если систематически использовать дидактические игры и упражнения с учетом индивидуальных и возрастных способностей детей.

Наши задачи представлены на экране:


1.Изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме.

2.Выявить уровень мышления детей старшего дошкольного возраста.

3.Подобрать и апробировать дидактические игры и упражнения на развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

4.Проверить результативность использования дидактических игр и упражнений на развитие мышления старших дошкольников.

5.Воспитать у детей коммуникабельность, находчивость, инициативу, любознательность, уверенность в себе, настойчивость в достижении цели.


Слайд 3: После изучения методической литературы мы провели диагностику, результаты которой вы видите на экране.


Слайд 4: Для исследования влияния дидактических игр на развитие логического мышления мы взяли в работу следующие виды игр:


Анализ – синтез.


Это игры обучающие детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; мысленно соединять в единое целое части предмета.


Игры и упражнения:

  • нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).

  • дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

  • поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий).

  • работа с пазлами различной сложности.

  • Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. Использование игр со счетными палочками также способствует развитию воображения, пространственного мышления, смекалки.


Слайд 5: Занятия с «Волшебным квадратом» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности.


Слайд 6: Такая игра как «Танграм» помогает развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление. В процессе игры дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, учатся разбивать сложные задания на несколько простых.


Слайд 7: Следующий вид игр направлен на сравнение.

Цель этих игр - учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.


Игры и упражнения:

  • закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д.

  • оперирование понятиями «такой же…», «самый высокий…».

  • поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках («Что изменилось», «Найди различия», «Найди пару», «Чем похожи», «Что общего»).


Слайд 8: Игры на ограничение направлены на то, чтобы учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность.


Игры и упражнения:

  • «обведи одной линией только красные флажки»

  • «найди все некруглые предметы» и т.п.

  • исключение четвертого лишнего.



Слайд 9: С целью научить дошкольников мысленно объединять предметы в группу по их свойствам, обогатить словарный запас, расширить бытовые знания детей мы также использовали игры и упражнения на обобщение, на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. («Назови одним словом», «Назови предметы с общим назначением», «Назови три предмета», «Где растёт»)


Слайд 10: Дидактические игры на систематизацию учат выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учат рассказывать по картинке, пересказывать.


Игры и упражнения:

  • магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку).

  • составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической «Что сначала, что потом» и др. последовательности.


Слайд 11: Классификация.


Цель этих игр – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими.


С целью развития умения выделять существенные признаки мы включили игры «Фрукты-овощи», «Одежда–обувь», «Зима-лето», «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает» и т.д


Слайд 12: Следующий вид игр учит при помощи суждений делать умозаключение. Способствует расширению бытовых знаний детей. Развивает воображение.


Игры и упражнения:

  • поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть);

  • оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?);

  • решение логических задач.

Слайд 13: Задачи, стоящие перед нами, реализуются не только на непосредственно образовательной деятельности, но и в процессе организации игр в повседневной жизни. Нами была организована игротека – уголок занимательной математики. Дети свободно берут интересующую их игру, пособие математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.


Слайд 14: Оборудовав уголок занимательной математики, мы преследовали решение двух главных задач:


  • Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

  • Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.


Слайд 15: Исходя из опыта, поняли, что работа над развитием логического мышления будет более эффективна при тесном контакте с родителями. Но просто говорить родителям о значении развития мышления и давать какие-либо задания совершенно не эффективно. Мы пошли по пути практических мероприятии, где родители являются активными участниками собрания, консультации, практикума.


Формой работы с родителями избрали оформление уголка для родителей, семинар практикум.


В уголок для родителей поместили папку – раскладушку, в которой советуем в какие игры можно поиграть с ребенком дома.


Слайд 16: Позднее организовали семинар – практикум, на котором познакомила родителей с играми на развитие логического мышления, а также подготовили памятки для родителей. Показали как своими руками можно изготовить новые интересные игры для совместной деятельности родителей с детьми.


Слайд 17: Благодаря тому, что в нашей группе установилась традиция – «Игры в гости к нам» (каждую неделю кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру, знакомит с ней сверстников; целую неделю игра «гостит» в группе; все желающие в свободное время могут в неё поиграть, после чего её возвращают владельцу) каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт.

Слайд 18: Проанализировав результат нашей работы, мы провели вторую диагностику и пришли к выводу, что наша деятельность дает положительные результаты.


  • Уровень развития логического мышления значительно повысился.

  • Совершенствовались психические процессы (восприятие, внимание, мышление, речь и др.)

  • При проведении дидактических игр дети принимали более активное участие (помогали воспитателю в подготовке к игре, а также друг другу)

  • Дети более уверенно стали выполнять предлагаемые им задания, пытаться анализировать и делать выводы, обобщать, рассуждать.

  • Меньше времени затрачивали на выполнение задания.

  • Дети стали коммуникабельны, инициативны, уверены в себе, настойчивы в достижении цели.

  • Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.


Слайд 19: По результатам данной работы хотелось бы дать следующие методические рекомендации:

1) в играх по развитию логического мышления следует учитывать реальные трудности в развитии детей;

2) больше проводить дидактических игр по подгруппам – это приносит ощутимый результат;

3) особое внимание уделять речевым навыкам детей, предоставлять им возможность самим объяснять свои действия;

4) при проведении всех дидактических игр необходимо учить детей быть внимательными, выносливыми по отношению друг к другу, учить их взаимовыручке;

5) дидактические игры должны побуждать детей анализировать ситуацию, сравнивать, сопоставлять и делать логические умозаключения;

6) эффективней всего использовать словесные и настольно-печатные игры, т.к. их можно применять и в различные режимные моменты;

7) дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте;

8) подбирать игры необходимо с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников

Автор: Анкудинова Вера Петровна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ Влияние дидактических игр на развитие логического мышления у старших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_vliianiie_didaktichieskikh_ighr_na_razvitiie_loghichieskogho_mys"
    ["file_id"] => string(6) "454934"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517843682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Круглый стол для родителей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(82) "krughlyi-stol-dlia-roditieliei-rol-ighry-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "211161"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431554400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Речевое развитие детей в дошкольном возрасте»"
    ["seo_title"] => string(45) "rechevoe_razvitie_detei_v_doshkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "553881"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592889431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства