Устное народное творчество в развитии речи детей. Консультация для родителей.
Устное народное творчество в развитии речи детей. Консультация для родителей.
. Издревле произведения устного народного творчества учили детей нравственности, трудолюбию, доброте, дружбе, взаимопомощи. Душевная теплота и любовь остается с человеком на всю его оставшуюся жизнь от соприкосновения в раннем детстве с колыбельными песенками, пестушками, потешками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Поэтическое народное творчество из поколения в поколение вбирало в себя жизненный опыт и передавало по наследству фольклорные произведения, начиная с колыбельных песен, потешек и кончая пословицами, сказками. Произведения устного народного творчества учили детей нравственности, трудолюбию, доброте, дружбе, взаимопомощи. Душевная теплота и любовь остается с человеком на всю его оставшуюся жизнь от соприкосновения в раннем детстве с колыбельными песенками, пестушками, потешками.
Как воспитатель, я очень люблю использовать в своей работе произведения народного творчества, особенно малые формы, которые влияют на развитие речи детей:
обогащают словарь,
развивают артикуляционный аппарат,
формируют фонематический слух,
развивают мелодику речи (плавность, ритм, темп, интонационную выразительность).
Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте ритмичные слоги, пойте детские песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку. А фольклорные произведения имеют своего слушателя – ребенка, поэтому когда вы используете народное поэтическое творчество, ваш малыш воспринимает речь как общение только с ним.
Взрослые используют потешки, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Словарный запас значительно обогащается из-за обилия слов-признаков предметов, образных сравнений, множества синонимов, антонимов.
Развитию фонематического восприятия или, проще сказать, речевого слуха ребенка способствуют колыбельные песни. Простота и мелодичность звучания колыбельных песен позволяет детям легко и быстро запоминать звуковой и словесный ряд. А затем точно воспроизводить в своей речи.
Уникальность русского языка в том, что он наполнен живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. А все это воспитывает устное народное творчество. Речь человека, носителя русской культуры, неподражаема. Благодаря фольклору с детства развивается языковое чутье, которое очень сильно отличает русского человека от иностранца, способствуя воспитанию детей народной мудрости.
У детей дошкольного возраста еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Педагог подбирает специальные упражнения, которые помогают преодолевать детям трудности звукопроизношения, совершенствуют их дикцию. Но самым незаменимым и легкодоступным упражнением дома является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной фонетической чистой речи. Это очень лаконичный, четкий по форме, глубокий и ритмичный жанр устного народного творчества. С помощью чистоговорок, скороговорок дети учатся чистому и звонкому произношению, легко проходят школу художественно фонетики.
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи.