Одной из задач детского сада является задача развития самостоятельной детской активности путём стимуляции собственной внутренней активной позиции ребёнка.Следовательно, чтобы ребенок саморазвивался, был активен и самостоятелен, педагог должен смоделировать /подготовить/ разнообразную предметно-пространственную среду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
Продуктивная
деятельность
Модельобразовательного процесса
(Короткова Н.А.)
Свободная самостоятельная деятельность детей
Продуктивная деятельность присутствует в двух составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и как их самостоятельная свободная деятельность.
2
На этапе завершения дошкольного образованияцелевыми ориентирами, определенными ФГОС,предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей:
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию решений.
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Поэтому одной из задач детского сада является задача развития самостоятельной детской активности путём стимуляции собственной внутренней активной позиции ребёнка.
2
Качества самостоятельности детей:
инициативность, самостоятельность и ответственность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и других, способности самостоятельно выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности; проявлять интерес к учению;
установление причинно-следственных и пространственно-временных отношений и закономерностей, желания наблюдать, экспериментировать, формулировать собственные выводы, различать условную и реальную ситуации;
проявления творческой инициативы в сюжетной игре, в специфически детских (продуктивных) видах деятельности;
обладания развитой крупной и мелкой моторикой, ловкостью, выносливостью, силой, скоростью и т.д.; способностью и готовностью к самоконтролю, саморегуляции и двигательной активности;
здорового и безопасного образа жизни, личной гигиены, в том числе умениями самостоятельно использовать предметы личной гигиены, соблюдать правила личной гигиены, ответственно относиться к своему здоровью, соблюдать правила безопасного поведения.
А).Остановимся на качествах, относящихся к развитию самостоятельности детей во всех образовательных областях:….
Б).Таким образом, самостоятельность – стержневое качество личности . Предметно пространственная среда группы должна способствовать развитию самостоятельности и коммуникативности ребенка , если она создается по определенным правилам, если в ней моделируются развивающие ситуации , имеется возможность обсуждать, взаимодействовать с другими детьми, взрослыми.
2
Принципы моделированиясамостоятельной деятельности детей:
1 принцип- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
2 принцип- взаимодействие ДОУ и семьи;
3 принцип- создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности детей;
4 принцип- организация самостоятельной деятельности /может быть организована индивидуально, в малой группе детей, фронтально и иметь кратко-срочный, среднесрочный и долгосрочный временной промежуток/.
5 принцип- посильный /задание должно быть по силам ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития». Самостоятельная деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка/.
6 принцип- поощрения (например, за успешное выполнение действия, за проявленное волевое усилие).
Предметно - пространственная среда группы будет способствовать развитию самостоятельности ребенка и общему развитию, если она создается по определенным правилам, если в неймоделируются развивающие ситуации.
Задача воспитателя– создать разнообразную предметно-пространственную среду, котораяобеспечивает ребёнку выбор активности, соответствующей егоинтересами имеющейразвивающий характер, позволяющаяребенкувзаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Ведь деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал.
Следовательно, чтобы ребенок саморазвивался, был активен и самостоятелен, педагог должен смоделировать /подготовить/ разнообразную предметно-пространственную среду.
2
схемы
модели
пиктограммы
Центры
таблицы
В центрах групп могут располагаться разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы должен иметься свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения, должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения.
пооперационные карты
алгоритмы
Алгоритм создания моделирующих ситуацийдля самообразования дошкольниковчерез предметно-пространственную среду группы
Постановка целей и задач в соответствии с темой недели или проекта.
Подбор развивающих заданий разного уровня сложности и содержания.
Определение мотивации для выполнения заданий / желание вступить в клуб, пополнить олимпийский резерв, получить диплом «Готов к школе» и др.
Подготовка инвентаря, оборудования, объявлений, распечатка и изготовление заданий, бланков, изготовление значков, дипломов и др.
Планирование расположения всех заданий, с тем, чтобы дети не мешали друг другу, могли уединиться или наоборот объединиться с кем-то.
ПООПЕРАЦИОННАЯ КАРТА
Создается
Создается
Создается
педагогом совместно
педагогом
самим ребенком
с ребенком
Пооперационная карта отражает последовательность действий ребенка в различных видах деятельности. Это помогает воспитывать у детей самостоятельность, умение определять последовательность выполнения различных действий.
Пооперационная карта может создаваться педагогом, педагогом совместно с ребенком, самим ребенком. Ребенка необходимо научить «читать» карту. Для этого педагог вместе с детьми рассматривает карту, проговаривает каждую отдельную операцию. Договариваются об условных обозначениях (при необходимости). При этом нужно не забывать – чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений, тем проще должна быть составлена карта. При составлении карты необходимо соблюдать принцип – от простого к сложному, стараться не использовать слов, вместо них – знаки, символы и т.д. Для младших дошкольников….
Для младших дошкольников количество операций по карте можно свести к минимуму 2-4 действия, для старших дошкольников – до 7, но не более.
Обязательно обозначить конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться!
Во время самостоятельнойдеятельности ребенок может:
рассматривать;
исследовать;
ошибаться;
пробовать;
думать;
сомневаться;
обращаться за помощью к товарищам;
изучать схемы, чертежи, рисунки;
экспериментировать с разными материалами;
зарисовывать;
демонстрировать свои успехи, достижения и т.д.
Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. Поэтому, чтобы стимулировать детскую познавательную активность педагог, может, побуждая детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы; обращая внимание на новые, необычные черты объекта, строить догадки; побуждая обращаться к другим детям за помощью; нацеливать на экспериментирование, рассуждение, предположения и т.д.
Введение пооперационных карт дает высокие результаты в развитии конструктивных, логических, двигательных, речевых и творческих навыков, воспитании у детей самостоятельности.
ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
В. А. Сухомлинский
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».