Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203» г. Перми
Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста
Добро пожаловать в сказку
Авторы:
Педагог – психолог Бакланова Юлия Александровна
Воспитатель Старкова Людмила Анатольевна
Пермь, 2016 год
Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии и педагогике, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике.
Цель мастер-класса
Познакомить педагогов со сказкотерапией как эффективном методе развития речи дошкольников.
Задачи
Расширить представления педагогов о сказкотерапии, как методе работы с детьми дошкольного возраста;
Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (групповое придумывание и рассказывание сказки);
Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Методы и приёмы сказкотерапии, используемые для развития речи
Умение детей задавать вопросы.
Пример : попробуйте задать шуточный вопрос,
например героям сказки про курочку Рябу.
2. Конструирование слов, словосочетаний и
предложений.
Пример : составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»:
«Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
3. Использование фразеологизмов и пословиц.
Пример: разбирая и обсуждая с ребёнком смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
4. Придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.
Пример: сказка «Рукавичка»: «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери» и т.п.
5. Введение вместо привычного главного героя
продуманного нового персонажа.
Пример: использование метода, который назван условно «Введение частицы «не»»:
Не репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … ,
6. Поиск ласковых, красивых, сказочных, грустных
слов в сказке; омонимов.
7. Использование игры «Интервью»
Пример: выбирается интервьюер и интервьюируемый в рамках сюжета сказки
8. Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом
9. «Постановка проблемного вопроса»
Пример: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему
Схема составления сказки: 1. Для начала нужно выбрать героев сказки. 2. Затем придумываем зачин — начало сказки («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). 3. Далее необходимо дать подробную характеристику героям (наделить их характером, темпераментом). 4. Затем сталкиваем героев с проблемой, трудностью, конфликтом (однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную). 5. Описываем реакцию героев на случившееся (Василиса заплакала …). 6. Далее наши герои начинают искать выход из ситуации, пробуют решить свою проблему. 8. В итоге герои должны справиться с ситуацией, найти верное решение. 9. Завершающий шаг — сказочная развязка (герои получают награду и сказка приобретает счастливое завершение).