Просмотр содержимого документа
«Сказка, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.»
Сказка, как средство развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.
МДОУ «Детский сад № 86
комбинированного вида» - корпус №2
Воспитатель: Хайрова Мениря Асымовна
«Если вы хотите, чтобы ваши дети
росли умными, читайте им сказки.»
Альберт Эйнштейн.
Все мы помним, как в детстве, мама и папа читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И теперь мы видим, как загораются глаза малышей, сколько радости и любопытства светится в них, когда мы говорим: « Сейчас я расскажу вам сказку!».
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души и познаёт мир не только умом, но и сердцем. В результате у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
В самой природе сказки заложены возможности развития творческих способностей. Главное - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. К нам приходят дети; гиперактивные и пассивные, общительные и замкнутые, со слаборазвитой моторикой и мимикой, но с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, помогают сказки. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Мы в группе организовали уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания. В «Уголке сказки» провожу игры-беседы с персонажами сказок.
Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный - добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Например: к детям приходит лиса и заяц и обсуждают ситуации из жизни группы.
В результате таких игр-бесед дети научатся смотреть на себя как бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру.
Например: придумайте новые названия для сказки «Рукавичка»: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».
Серая шейка: «Сказка о настоящем друге», «Храбрая утка».
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.
Так, не дочитав сказку до конца, предлагаю другую развязку.
Например, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, а сейчас я вам предлагаю изменить конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.
Также мы с детьми вспоминаем сказки, в которых всстечаетя мышка. «Курочка-Ряба», «Репка», «Круть и Верть», «Кораблик», «Под грибом» и другие
Следующий метод, для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?».
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». После знакомства со сказкой я предлагаю детям что-нибудь сделать: показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов. Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам.
Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
В играх-драматизациях использую сказки соответствующие возрасту воспитанников поэтапно:
1. этап. Знакомлю детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).
2. этап. Пересказываем, играем в настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. этап. Отражаю эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
4. этап. Разыгрываем сюжеты сказок при помощи разных видов театра: куклы би-ба-бо, пальчиковый, теневой театры, куклы с живой рукой и игры - драматизации как в свободной деятельности, так и во время утренников.
Так же детей заинтересовали пальчиковые куклы-топотушки изготовленные из фетра. Такие куклы можно использовать как на фланелеграфе, так и в движении при разыгрывании сюжета. Но самое главное их могут сделать сами дети, при помощи взрослого. Такая игрушка, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя.
Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.
Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, дети получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут надёжными спутниками и
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}