kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсорная интеграция

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. оЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС. в НАНОМ НАПРАЛЕНИИ СТАЛИ РАБОТАТЬ БОЛЕЕ УГЛУБЛЕННО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорная интеграция»

Сенсорная интеграция  Автор: тьютор- Гордиенко Оксана Валериевна    Пурпе 2022

Сенсорная интеграция

Автор: тьютор- Гордиенко Оксана Валериевна

Пурпе 2022

Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или полезно.

Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или полезно.

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);
  • позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. 6–7 недель  у ребенка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживает равновесие тела.

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.

6–7 недель у ребенка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживает равновесие тела.

7,5 недель  У плода появляется кожная чувствительность. 8 недель  У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки. 9 недель У плода появляются вкусовые рецепторы и формируется вкусовая чувствительность. 14 и 16 недель  Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук. 25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.

7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность.

8 недель У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки.

9 недель У плода появляются вкусовые рецепторы и формируется вкусовая чувствительность.

14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук.

25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути.

Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

Процесс сенсорной интеграции Тактильная Зрительная Вестибулярная Основные сенсорные системы Вкусовая Проприоцептивная Слуховая Обонятельная

Процесс сенсорной интеграции

Тактильная

Зрительная

Вестибулярная

Основные сенсорные системы

Вкусовая

Проприоцептивная

Слуховая

Обонятельная

Первый уровень интеграции движения глаз равновесие поза вестибулярная и проприоцептивная мышечный тонус противодействие силы тяжести

Первый уровень интеграции

движения глаз

равновесие

поза

вестибулярная

и

проприоцептивная

мышечный тонус

противодействие силы тяжести

Нарушение интеграции вестибулярной и проприоцептивной системы 1. Снижает развитие постуральных реакций, таких как переворот со спины на живот, перемещение тела в положении стоя на четвереньках. 2. Движения ребенка будут скованными и неловкими. 3. Равновесие будет нестабильным, мышечный тонус - низким. 4. Ребенок не может определить свое местоположение в пространстве и понять, как он движется. 5. Отсутствие гравитационной безопасности.

Нарушение интеграции вестибулярной и проприоцептивной системы

1. Снижает развитие постуральных реакций, таких как переворот со спины на живот, перемещение тела в положении стоя на четвереньках.

2. Движения ребенка будут скованными и неловкими.

3. Равновесие будет нестабильным, мышечный тонус - низким.

4. Ребенок не может определить свое местоположение в пространстве и понять, как он движется.

5. Отсутствие гравитационной безопасности.

Нарушение сенсорной интеграции Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов. -

Нарушение сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов.

-

Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка.

Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первого месяца пребывания ребенка в детском саду.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первого месяца пребывания ребенка в детском саду.

При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить: 1 . Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются.   2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному.  3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.  4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально.  5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить:

1 . Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются.

2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному.

3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.

4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально.

5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

Признаки нарушений сенсорной интеграции Тактильная система

Признаки нарушений сенсорной интеграции

Тактильная система

  • Пониженное восприятие
  • ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего;
  • плохо чувствует боль или температуру;
  • практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой);
  • прячется в узкие места, например: за диван;
  • Повышенное восприятие
  • Не любит, когда его обнимают;
  • Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;
  • Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
  • Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
  • В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду
Вестибулярная система Пониженное восприятие Находится в постоянном беге, кружении; Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест; Любит качаться на качелях; Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы; Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велоси пед наезжает на кочку) Повышенное восприятие Предпочитает спокойные игры; Двигается настороженно; Боится высоты, даже если это одна ступенька; Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли; Часто теряет равновесие; Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде

Вестибулярная система

  • Пониженное восприятие
  • Находится в постоянном беге, кружении;
  • Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест;
  • Любит качаться на качелях;
  • Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы;
  • Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велоси пед наезжает на кочку)
  • Повышенное восприятие
  • Предпочитает спокойные игры;
  • Двигается настороженно;
  • Боится высоты, даже если это одна ступенька;
  • Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли;
  • Часто теряет равновесие;
  • Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде

Проприоцептивная система

Проприоцептивная система

  • Пониженное восприятие
  • Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
  • Проблемы с повторением увиденных движений;
  • Топает ногами во время ходьбы;
  • Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом
  • Повышенное восприятие
  • Часто нарочно падает на пол;
  • Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;
Слуховая система  Аудиальная дисфункция

Слуховая система Аудиальная дисфункция

  • Пониженное восприятие
  • Часто не отвечает на свое имя;
  • Издает различные звуки в виде клацанья, свиста;
  • Любит очень громкую музыку и ТВ;
  • Не может определить источник звука;
  • Разговаривает сам с собой;
  • Любит шумные места
  • Повышенное восприятие
  • Закрывает уши руками;
  • Реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим
  • Боится громких и неожиданных звуков;
  • Боится шума бытовой техники;
  • Не может слушать и смотреть одновременно
Вкусовая система Повышенное восприятие Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов; Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу; Может есть только горячую или холодную пищу; Отказывается пробовать новые блюда

Вкусовая система

  • Повышенное восприятие
  • Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
  • Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
  • Может есть только горячую или холодную пищу;
  • Отказывается пробовать новые блюда

  • Пониженное восприятие
  • Может пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…);
  • Предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
  • Часто жует волосы, одежду или пальцы;
Обонятельная дисфункция

Обонятельная дисфункция

  • Повышенное восприятие
  • Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
  • Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
  • Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом
  • Пониженное восприятие
  • Испытывает сложности в различении запахов;
  • Затрудняется в различении неприятных запахов;
  • Изучает предметы, нюхая их;
  • Использует обнюхивание для общения с людьми
Зрительная система  Визуальная дисфункция

Зрительная система Визуальная дисфункция

  • Пониженное восприятие
  • Затрудняется в различении похожих между собой предметов;
  • Не видит целую картинку (разрезные картинки);
  • Затрудняется контролировать глазами движение предмета;
  • Любит яркий свет;
  • Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…)
  • Повышенное восприятие
  • Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза;
  • Любит темноту;
  • Моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ;
  • Избегает контакта глаза в глаза;
  • Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами
Артикуляционная дисфункция Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь. Социальная дисфункция
  • Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

  • Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Игровая дисфункция Дисфункция саморегуляции
  • Игровая дисфункция
  • Дисфункция саморегуляции

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Коррекционная работа Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.  Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Данная коррекционная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, ДЦП, ранним детским аутизмом, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера.

Коррекционная работа

Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.

Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Данная коррекционная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, ДЦП, ранним детским аутизмом, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера.

Методические рекомендации к организации сенсорно – интеграционной коррекции: 1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью. 2.Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы. 3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи. 3.Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается.  4. Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры.

Методические рекомендации к организации сенсорно – интеграционной коррекции:

1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью.

2.Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы.

3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи.

3.Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается. 

4. Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры.

5. При проведении игр на активизацию вестибулярной системы важно помнить, что вращение очень опасно, ибо в отдельных случаях возможна остановка дыхания, понижение кровяного дыхания, потеря сознания. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при длительности выполнения таких упражнений. 6. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации. 7. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. 8.Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут видны результаты. 9.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка. 10.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка .

5. При проведении игр на активизацию вестибулярной системы важно помнить, что вращение очень опасно, ибо в отдельных случаях возможна остановка дыхания, понижение кровяного дыхания, потеря сознания. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при длительности выполнения таких упражнений.

6. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации.

7. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх.

8.Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут видны результаты.

9.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка.

10.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка .

11. Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку. 12. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка. 13. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе. 14. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей. 15. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами. 16. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.

11. Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку.

12. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка.

13. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе.

14. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей.

15. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.

16. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сенсорная интеграция

Автор: ГОРДИЕНКО ОКСАНА ВАЛЕРИЕВНА

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Статья "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"""
    ["seo_title"] => string(61) "statia_sensornaia_integratsiia_kak_metod_raboty_s_detmi_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "590888"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636454785"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Консультация педагога-психолога "Родителям о сенсорной интеграции""
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_pedagoga_psikhologa_roditeliam_o_sensornoi_integratsii"
    ["file_id"] => string(6) "624026"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1674589034"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Обучающее мероприятие для родителей по теме "Сенсорная интеграция в развитии детей раннего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "obuchaiushchee_meropriiatie_dlia_roditelei_po_teme_sensornaia_integratsiia_v_raz"
    ["file_id"] => string(6) "547199"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1587319013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с умственной отсталостью"
    ["seo_title"] => string(80) "sensornaia_integratsiia_kak_metod_obespecheniia_individualno_orientirovannoi_tra"
    ["file_id"] => string(6) "509370"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1557221935"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Элементы сенсорной интеграции в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(72) "elementy_sensornoi_integratsii_v_rabote_s_detmi_invalidami_i_detmi_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "509225"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557117422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства