Обучающее мероприятие для родителей по теме "Сенсорная интеграция в развитии детей раннего дошкольного возраста"
Обучающее мероприятие для родителей по теме "Сенсорная интеграция в развитии детей раннего дошкольного возраста"
Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности-развитие интереса через сенсорные стимулы.Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать. Именно об этом говорится в этой статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучающее мероприятие для родителей по теме "Сенсорная интеграция в развитии детей раннего дошкольного возраста"»
Обучающее мероприятие для родителей
«Сенсорная интеграция в развитии детей раннего дошкольного возраста
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами, всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система), чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
«Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи.
Сенсорное развитиедетей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
Для того чтобы в памяти ребенказакрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.
Успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств – это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас.
Игра «Выложи также»
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевыхзвуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия. На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, самому попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
Для стимуляции развития слухового восприятия можно использовать аудиозаписи с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями; музыкальные инструменты; звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
Игра «Что приехало?». Выложить перед ребенком картинки с изображением различных видов транспорта – мотоцикл, автобус, велосипед, самолет и т. д. Дать послушать ребенку, какой звук издает каждый вид транспорта. Включать звуки транспорта в разном порядке, ребенок должен определить, какой транспорт приехал и найти соответствующую картинку.
Игра «Волшебная банка»
Возьмите несколько предметов (маленький мячик, карандаш, игрушка из киндера и др. небольшие предметы), киньте их в пустую банку и послушайте какие звуки при этом получаются. После того как ребёнок запомнил звук, он с закрытыми глазами определяет, что упало в банку.
«Шумящие коробочки»
Вариант 1. Наполните коробочки из-под киндера различными материалами (зубочистки, пуговицы, горох, фасоль, монетки, бусины, макароны, гречка, манка, рис и др., все коробочки должны быть парными). Погремите с ребёнком коробочками, послушайте, что как звучит. Усложнение - попросите ребёнка найти коробочку, которой гремел взрослый. предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) – осязательный.
Тактильные образы объектов формируются посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Игры на развитие тактильных ощущений оказывают большое влияние на эмоциональную сферу, формирование внутренних ощущений. Во время игр с «грязными» материалами
развиваются сенсорные ощущения, ребёнок учится чувствовать окружающий мир через тактильный контакт.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
Органом осязания служит рука. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (пластмассовым);
собирание пазлов;
сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;
игры с мелкими камушками, сыпучими материалами.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Игра «Из чего шьют одежду?»
Игра способствует закреплению знаний детей о названиях предметов одежды.
умению образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развитию тактильных ощущений.
Формируем заготовку из бумаги: вырезаем по контуру платье, брюки, блузку, юбку другую одежду.
Отдельно создаём коллекцию заготовок тканей (лен, шерсть, хлопок, мех и др.). знакомим ребенка с названием ткани, даём изучить ткань тактильно. Просим ребёнка проговорить, что платье из ситца - ситцевое, куртка из меха - меховая и др.
Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния), вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Они обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов.
Стимулировать обоняние, можно меняя ароматы и делая их все менее резкими.
Для полноты формирования представлений и образов следует использовать обонятельные. Для стимуляции обонятельного анализатора можно использовать:
флакончики с запахами;
пакетики со специями;
мешочки с ароматными травами;
натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы);
ароматические масла.
Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных.
Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, нужно побуждать его угадывать с закрытыми глазами, что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого).
Использование сенсорного материала в работе с детьми имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию.
Каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём.
Нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.
Таким образом, используемые приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.