Просмотр содержимого документа
«Сенсорная интеграция ребенка с ОВЗ в домашних условиях.»
Сенсорная интеграция ребенка с ОВЗ в домашних условиях.
Дубровина Анна Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками. Для каждого человека это важный этап развития. А особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с сенсорными расстройствами, эти дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные.
У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Дисфункция сенсорной интеграции затрудняет процессы обучения, коррекции и социализации.
Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. А для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:
1. Ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
2. Ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.
Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Всем хорошо известны основные сенсорные системы: зрительная, слуховая, вкусовая и обонятельная. Эти «внешние» чувства отвечают на стимулы окружающей среды.
Однако, есть в нашем теле и «внутренние» чувства: интроцептивное (ощущения, поступающие от внутренних органов, например, частота сердечных сокращений, частота дыхания, голод и т. д.), тактильное, проприоцептивное и вестибулярное. Эти системы чувств, ориентированные на тело, действуют вне сознательных мыслей, и мы не можем контролировать их работу.
Таким образом, сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.).
Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое и психическое развитие.
Рекомендации по сенсорной интеграции ребенка с ОВЗ
в домашних условиях.
1.Увеличение физической нагрузки в течение дня. Ребенку необходимо делать зарядку, гулять до 1,5 часов на свежем воздухе почти при любой погоде. Дома желательно установить спортивный комплекс, чтобы ребенок мог лазать, висеть, раскачиваться неограниченное количество времени. Это особенно важно для мальчиков.
2. Ношение утяжелителей во время физической нагрузки. Это поможет ребенку ощутить свое тело. Для утяжеления можно использовать детские утяжелители для рук и ног, а также детский жилет-утяжелитель. Утяжелители для конечностей бывают разного веса, а в комплекте к жилету идут несколько грузов, и вес можно увеличивать постепенно. Чтобы сберечь семейный бюджет, утяжелители можно сшить самим в виде пояса с карманами, манжетов для ног и рук, или приспособить для этих целей носочки, в которые можно насыпать соль, завязать и раскладывать по карманам в одежду ребенка. Вместо для прогулок можно использовать детский рюкзачок, в который можно укладывать несколько пластиковых бутылок с водой по 0,3 литра. Если ребенок устает, бутылки можно вынимать по одной, постепенно снижая нагрузку.
Такое утяжеление нужно использовать во время пеших прогулок, физической нагрузки и игр, а также во время занятий, когда требуется усидчивость.
3. Физическая нагрузка во время обычных домашних дел в течение дня. Носить утяжеленные вещи недостаточно. Необходимо внедрять новые игры, усложнять выполнение домашних обязанностей, давать возможность использовать обычные предметы по новому. Вот примеры того, как это можно сделать:
«Полоса препятствий» Разложите по дому перевернутые стулья, диванные подушки, крупные игрушки. Развесьте на стульях покрывала или пледы. Ребенок должен преодолеть полосу препятствия, превозмочь все трудности, используя максимально все группы мышц и в конце пути получить вознаграждение, которое и мотивирует его на подвиг
«Сэндвич» Дети с низкой телесной чувствительностью любят крепко обниматься, часто висят на родителях, толкают и не специально бьют других людей, не могут регулировать силу прикосновения, например, могут с такой силой дать “пять”, что в пору и упасть. К слову, мой ученик с моторной алалией Дима в прошлом году так играл в ладушки, что приходилось держать удар в полном смысле этого слова. В этом году он делает это гораздо нежнее. Чтобы восполнить такой сенсорный голод, играйте в «сэндвич». Прижимайте ребенка между двумя диванными подушками, не бойтесь делать это интенсивно, но следите за его реакцией. Давление подушками поможет создать давление на все тело ребенка, что уменьшит его желание самостоятельно искать эти ощущения грубым способом.
«Прятки» Кроме нагрузки любому человеку нужен отдых и, в какой-то степени, убежище. Для детей, у которых пониженная внутренняя чувствительность часто повышается внешняя, кожа становится гиперчувствительной. Чтобы снизить это напряжение, необходимо создать ребенку личное прохладное, темное место, где ребенок может сидеть столько, сколько ему надо. Это может быть большая коробка из-под стиральной машины, или место в шкафу. Для этого может подойти и популярные детские палатки.
Жевательный мармелад и сосательные конфеты. Усиленное жевание и сосание помогает насытить голодающую мышечно-суставную и сбалансировать вестибулярную систему. Важно предлагать ребенку жевать плотный и тягучий мармелад, пить кисель, жевать тянущуюся еду, прилипающую к зубам и языку, а также сосать сосульки типа Чупа-чупс. Жевательные и сосательные движения производятся разными группами мышц, и создают разный сенсорный опыт.
Упражнения для языка с использованием метода сенсорной интеграции (сенсорно-интегративная гимнастика (логопед М. И. Лынская)).
Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).
Виды упражнений:
• облизывание кружка лимона (апельсина, ребристого печенья) по кругу;
• слизывание языком варенья с ложек, тарелок;
• слизывание мёда с верхней губы;
• слизывание крышечки от йогурта, сметаны;
• облизывание «чупа-чупса»;
• «лакание» молока (воды) без помощи рук;
• сбор ягод (конфет) губами со стола без помощи рук;
• перекатывание леденца (сухарика, ягоды) во рту от щеки к щеке;
• удерживание капелек сока (воды) в язычке-чашечке;
• снятие зубами (губами, языком) кусочков фруктов с зубочистки;
• сплевывание с губ (языка) круп, зелени;
• сдувание кокосовой стружки;
• просовывание языка в дырочку сушки, удержание маленькой сушки в
«чашечке», удерживание сушки на широком языке;
• прижимание круглой конфетки к твердому небу с удерживанием;
• удерживание риса (гречихи, перловки) кончиком языка, придерживая внутри рта у нижних зубов;
• удерживание хлебной палочки между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке;
• сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка.
Предлагается создавать своеобразные сенсорные «банки» для развития тех или иных ощущений.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.
Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией используется метод наблюдения, и заполнение анкеты разработанной на основании опросника Э. Джин Айрес.
Анкета для определения сенсорного профиля.
ФИО ребенка__________________ Возраст ____________
Зрительное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет?
Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков?
Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице?
Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?
Не видит сходства и различия в узорах или рисунках?
С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?
Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?
Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте?
Звуковое восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
Не всегда отвечает, когда к нему обращаются?
Неверно понимает обращённые к нему слова?
Путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?
Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?
Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед»)
Частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?
В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?
Не может верно указать направление, откуда идёт звук?
Не может смотреть и слушать одновременно?
На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий?
Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая?
Разговаривает монотонно или очень громко?
Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие?
Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?
Тактильное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему?
Не любит мыть лицо и голову?
Боится осмотров у стоматологов больше, чем другие дети?
Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах?
Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?
Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом?
Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)?
Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего?
Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)?
Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки?
Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?
Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?
Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?
Вестибулярное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?
Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей?
Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?
Не особенно ловок в спортивных играх?
Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?
Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?
Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом?
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.?
Меняет руки, выполняя задание (например, при письме), хотя ему уже больше 6 лет?
Путает право и лево, верх и низ?
Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?
Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?
Демонстрирует резкие и неритмичные движения?
Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?
Гравитационное восприятие.
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок
Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу?
Очень боится упасть, боится высоты?
Боится ездить на эскалаторе и в лифте?
Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?
Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу?
Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?
Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил?
Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?
Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками?
Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой?
Особенно боится потерять равновесие?
Во время поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог?
Ошибается в оценке пространства и расстояний?
Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит?
Избегает игр, предполагающих непредсказуемое перемещение окружающих, особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?
Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?
Если в каком-либо разделе имеется более, чем 3 положительных ответов, то у ребенка имеются признаки нарушения сенсорной интеграции в его деятельность целесообразно ввести упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка.
Проявления вестибулярной дезинтеграции:
Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,
Не устает дольше других;
Переписывая текст с доски теряется в строчках;
Не ловок в спортивных играх;
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков).
Проявления гравитационная дезинтеграции:
Становиться тревожным, будучи оторван от земли;
Боится упасть и высоты;
Пугается подъема по наклонной поверхности;
Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);
Избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;
Проявления тактильной дезинтеграции:
Ребенок избегает чужих прикосновений;
Не любить мыть лицо, голову;
Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;
Крайне негативно переносит загрязнения рук;
Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;
Не любит ходить босиком;
Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;
Тревожиться, если к нему подходят сзади;
Проявления зрительной дезинтеграции:
Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;
С трудом собирает мозаику;
Не любит незнакомые места, боится потеряться;
Долго возиться с пуговицами;
Не может ровно резать по линии, заниматься поделками;
Не видит сходства или различия в узорах или рисунках;
Проявления слуховой дезинтеграции:
Не всегда отвечает на вопросы;
Неверно понимает обращенные слова;
Затрудняется повторить;
Не может указать направление, откуда идет звук;
Не может смотреть и слушать одновременно;
Монотонно и громко разговаривает;
Высокая чувствительность к шуму;
Выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают, шумят, смеются.
Если у ребенка выявляются признаки нарушений сенсорной интеграции, то целесообразно ввести упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной коррекции.