Просмотр содержимого документа
«Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации.»
Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации.
Подготовила : воспитатель «МБДОУ Детский сад №16 г.Выборга»
Смирнова Марина Владимировна
Речевая развивающая среда направлена на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность.
Основные составляющие речевой среды дошкольного образовательного учреждения
речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речь педагога должна отвечать следующим качествам:
Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
Богатство
Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ
Цель : способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.
Развитие мелкой моторики.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен;
игровой материал должен быть доступным для ребенка;
атрибутом речевого уголка должна быть игрушка;
не следует перегружать уголок оборудованием
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
артикуляционной моторики
пособия для развития дыхания
пособия для развития мелкой моторики
материал по звукоподражанию
игры и пособия по автоматизации звуков
игры по лексике и грамматике
материал по грамоте
Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп
Первая младшая группа
Развитие речи как средства общения (поручения, направленные на установление контактов со взрослыми и сверстниками).
Организация самостоятельного рассматривания детьми картинок, игрушек, книжек и др. для развития инициативной речи.
Рассказы воспитателя, эмоциональные, доступные, приучающие слушать и слышать.
Вторая младшая группа
Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы и др.).
Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы).
Организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем.
Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
Средняя группа
Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации.
Пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др.).
Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказка.
Активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная к школе группы
Совершенствование речи как средства общения
Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания
Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением).
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.