Речь воспитателя - основной источник речевого развития дошкольников
Речь воспитателя - основной источник речевого развития дошкольников
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речь воспитателя - основной источник речевого развития дошкольников»
РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Ясли-сад № 279 г. Донецка»
Галюк Людмила Дмитриевна
Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
• знание норм литературного языка;
• умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
• выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств (синонимов, тропов, фигур, фразеологизмов) и средств внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, громкости).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА:
Голос – профессиональный инструмент воспитателя.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – правильное использование интонационных средств выразительности. Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.
Темп – придает речи динамику, живость, убедительность.
Педагог обязан:
произносить все звуки родного языка;
чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Недостатки, встречающиеся в речи педагогов:
нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
неправильное ударение в словах;
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения.
Деловая игра для педагогов«УЧИМСЯ Говорить правильно»
Цель: совершенствование грамотной речи педагогов, как одной из важных составляющих в речевом развитии дошкольников
Задачи:
- уточнить и закрепить знания педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога;
Закончите пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово»
Слово не воробей: … (вылетит – не поймаешь)
Слово – серебро, … (молчание – золото)
Где слова редки, … (там они вес имеют)
Ветер горы разрушает, … (слово народы поднимает)
Каждому слову… (свое место)
Умную речь … (приятно и слушать)
Не верь чужим речам, … (верь своим очам!)
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя»
А.Ф. Кони
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.