kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речь воспитателя - основной источник речевого развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речь воспитателя - основной источник речевого развития дошкольников»

РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ   Подготовила: воспитатель МБДОУ «Ясли-сад № 279 г. Донецка» Галюк Людмила Дмитриевна

РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ  

Подготовила:

воспитатель МБДОУ «Ясли-сад № 279 г. Донецка»

Галюк Людмила Дмитриевна

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕДПОЛАГАЕТ: • знание норм литературного языка; • умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения; • выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств (синонимов, тропов, фигур, фразеологизмов) и средств внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, громкости).

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

• знание норм литературного языка;

• умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;

• выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств (синонимов, тропов, фигур, фразеологизмов) и средств внеязыковых (жестов, мимики, интонации, темпа речи, пауз, громкости).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА Правильность – соответствие речи языковым нормам. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА: Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего. Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность – правильное использование интонационных средств выразительности. Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят. Темп – придает речи динамику, живость, убедительность.

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ПЕДАГОГА:

Голос – профессиональный инструмент воспитателя.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – правильное использование интонационных средств выразительности. Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.

Темп – придает речи динамику, живость, убедительность.

Педагог обязан:

Педагог обязан:

  • произносить все звуки родного языка;
  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Недостатки, встречающиеся в речи педагогов:

Недостатки, встречающиеся в речи педагогов:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  •   копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения.
Деловая игра для педагогов  «УЧИМСЯ Говорить правильно»   Цель: совершенствование грамотной речи педагогов, как одной из важных составляющих в речевом развитии дошкольников  Задачи: - уточнить и закрепить знания педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога; - способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Деловая игра для педагогов «УЧИМСЯ Говорить правильно»

Цель: совершенствование грамотной речи педагогов, как одной из важных составляющих в речевом развитии дошкольников

Задачи:

- уточнить и закрепить знания педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

ХОД ИГРЫ  Разминка. Подберите к предложенным словам слова-сравнения Варианты ответов: добрый, как… мама, Дед Мороз, кот Леопольд, клоун, шарик, щенок, слон, дом, планета, самолёт, ветер, заяц, вата, пух, подушка, хвост, верёвка, дорога, лучик, вода, рука, день, небо, дуб, бык, ветер, котенок, солнышко весёлый, как… большой, как… быстрый, как… мягкий, как… длинный, как… тёплый, как… светлый, как… сильный, как… ласковый, как…

ХОД ИГРЫ

  • Разминка.

Подберите к предложенным словам слова-сравнения

Варианты ответов:

добрый, как…

мама, Дед Мороз, кот Леопольд, клоун, шарик, щенок, слон, дом, планета, самолёт, ветер, заяц, вата, пух, подушка, хвост, верёвка, дорога, лучик, вода, рука, день, небо, дуб, бык, ветер, котенок, солнышко

весёлый, как…

большой, как…

быстрый, как…

мягкий, как…

длинный, как…

тёплый, как…

светлый, как…

сильный, как…

ласковый, как…

Задание 1 Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль) Окна занавешены тюлем (мужской род) Лицо скрыто вуалью (женский род) Вымою голову шампунем (мужской род) Крышу кроют толем (мужской род) Голова покрыта шалью (женский род)

Задание 1

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

Окна занавешены тюлем (мужской род) Лицо скрыто вуалью (женский род)

Вымою голову шампунем (мужской род) Крышу кроют толем (мужской род)

Голова покрыта шалью (женский род)

Задание 2. Ударение На столах лежат карточки со словами. Поставьте правильно ударение в словах:  догов о р, катал о г, кварт а л, мусоропров о д, фен о мен, щав е ль, ср е дства, т о рты, цеп о чка, б а рмен; жалюз и , диспанс е р, ход а тайство, флюорография, звон и т, облегч и ть, углуб и ть, прин у дить, балов а ть, нач а ть. с ог нутый, сл и вовый, опт о вый , к у хонный, крас и вее, с о гнутый, моза и чный, вруч и т, зубч а тый, дос у г,

Задание 2. Ударение

На столах лежат карточки со словами. Поставьте правильно ударение в словах:

догов о р, катал о г, кварт а л, мусоропров о д, фен о мен, щав е ль, ср е дства, т о рты, цеп о чка, б а рмен;

жалюз и , диспанс е р, ход а тайство, флюорография, звон и т, облегч и ть, углуб и ть, прин у дить, балов а ть, нач а ть.

с ог нутый, сл и вовый, опт о вый , к у хонный, крас и вее, с о гнутый, моза и чный, вруч и т, зубч а тый, дос у г,

Задание 3. Слова-паразиты. Нашу речь очень портят слова-паразиты. Вспомните эти слова. На карточках написаны предложения, в которых используются слова-паразиты. Подчеркните их. Походу, погода сегодня изменится. Я, короче, не пойду в кино в выходные. Прикинь, он мне так и не перезвонил. Клёво играет эта актриса. Так, конкретно, что я должен сейчас сделать. Блин, как надоело ходить на занятия. Ну это, ты собирайся и зайдёшь за мной. Собственно говоря, мне не подходят условия работы.

Задание 3. Слова-паразиты.

Нашу речь очень портят слова-паразиты. Вспомните эти слова. На карточках написаны предложения, в которых используются слова-паразиты. Подчеркните их.

Походу, погода сегодня изменится.

Я, короче, не пойду в кино в выходные.

Прикинь, он мне так и не перезвонил.

Клёво играет эта актриса.

Так, конкретно, что я должен сейчас сделать.

Блин, как надоело ходить на занятия.

Ну это, ты собирайся и зайдёшь за мной.

Собственно говоря, мне не подходят условия работы.

Задание 4. Образуйте Родительный падеж множественного числа от слов: чулки апельсины соленья баклажаны вафли туфли кочерга ясли яблоки петли полотенца макароны Правильные ответы: апельсины – апельсинов; соленья – солений; чулки – чулок; туфли – туфель; баклажаны – баклажанов; вафли – вафель; ясли – яслей; кочерга – кочерёг; яблоки – яблок; петли – петель; полотенца – полотенец; макароны - макарон

Задание 4.

Образуйте Родительный падеж множественного числа от слов:

чулки

апельсины

соленья

баклажаны

вафли

туфли

кочерга

ясли

яблоки

петли

полотенца

макароны

Правильные ответы:

апельсины – апельсинов; соленья – солений; чулки – чулок; туфли – туфель;

баклажаны – баклажанов; вафли – вафель; ясли – яслей; кочерга – кочерёг;

яблоки – яблок; петли – петель; полотенца – полотенец; макароны - макарон

Задание 5. Закончите пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово» Слово не воробей: … (вылетит – не поймаешь) Слово – серебро, … (молчание – золото) Где слова редки, … (там они вес имеют) Ветер горы разрушает, … (слово народы поднимает) Каждому слову… (свое место) Умную речь … (приятно и слушать) Не верь чужим речам, … (верь своим очам!)

Задание 5.

Закончите пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово»

Слово не воробей: … (вылетит – не поймаешь)

Слово – серебро, … (молчание – золото)

Где слова редки, … (там они вес имеют)

Ветер горы разрушает, … (слово народы поднимает)

Каждому слову… (свое место)

Умную речь … (приятно и слушать)

Не верь чужим речам, … (верь своим очам!)

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» А.Ф. Кони Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя»

А.Ф. Кони

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Речь воспитателя - основной источник речевого развития дошкольников

Автор: Галюк Людмила Дмитриевна

Дата: 23.05.2024

Номер свидетельства: 651307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Технологии речевого развития дошкольников"
    ["seo_title"] => string(44) "tekhnologii_rechevogo_razvitiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "492796"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545788998"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Статья "Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_khudozhiestvienno_riechievaia_dieiatiel_nost_doshkol_nikov_kak_sriedstvo"
    ["file_id"] => string(6) "397043"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488392797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Познавательно-речевое развитие детей"
    ["seo_title"] => string(44) "poznavatiel-no-riechievoie-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "247452"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446562146"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства