Просмотр содержимого документа
««Развитие элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте»»
Дисциплина:«Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Тема: «Развитие элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте»
План:
1. Понятие учебной деятельности, учебных интересов и учебных действий в дошкольном возрасте.
2. Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения.
3. Учебно-познавательная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности.
4.Становление элементов учебной деятельности;
5. Принципы обучения дошкольников;
6.Формы обучения, используемые в ДОУ.
Актуальность:
ФГОС ДОО
Развитие предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
1.Понятие учебной деятельности, учебных интересов и учебных действий в дошкольном возрасте.
Деятельность —это форма активного отражения человека к окружающему миру, определяемого осознанной целью и связанное с преобразованием действительности.
1-ом году жизни -эмоциональное общение со взрослым,
с 1 до 3 лет - предметная,
с 3 до 7лет - игровая, далее -учебная, у взрослых трудовая.
!
Учебная деятельность(УД)
- деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.
Условия:
1) учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний;
2) учебная деятельность должна быть разнообразной;
3) новый материал должен опираться на то, что было ранее усвоено детьми;
4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;
5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Они должны быть сложными, но посильными;
6) необходима положительная оценка успехов детей;
7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.
Учебная деятельность
Связи и отношения
1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию
2) способность отделять свои действия от действий других детей
Автор:
А.П. Усова
3) контроль за своими действиями и словами и др.
Подготовка ребенка к учебной деятельности
2. Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает, и тех, кого обучают.
Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений .
Основа обучения
Значение учебной деятельности:
она развивает познавательные процессы (интеллект, любознательность, познавательные чувства);
формирует самоустремленность, требовательность к себе ик другим;
впервые обнаруживаются интересы и способность, в какой-либо деятельности;
формирование познавательныхинтересов и усвоение умения учиться;
одним из главных средств усвоения знаний у дошкольников- дидактическая игра.
!
3-4 года:
Цель: игровая (скрытая учебная). Ребенок учится в процессе игры.
Мотив: желание действовать с материалом. Важен контроль взрослого за деятельностью детей.
Способ выполнения действия: указывается взрослым. Учебный навык находится в стадии формирования.
4-5 лет:
Цель: учебная и игровая цель отделяются друг от друга. Ребенок понимает, осознает, что он учится.
Мотив: желание научится, сделать так, как сделал взрослый (способ действия).
Способ выполнения действий: ребенок приобретает учебные навыки на всех видах занятий.
5-7 лет:
Цель: осознанно принимают цель, поставленную взрослым. Она более устойчива и почти всегда достигается ребенком. Игровая деятельность не исключается.
Мотив: появление новых мотивов, связанных с учебной деятельностью. Устойчивый, познавательный интерес. Развивается интерес к знаниям и умениям.
Способ выполнения действий: осознанное овладение теми способами действий, которыми оперирует взрослый (самопроверка).
Основы учебной деятельность
Познавательные интересы:
- Содержание обучения;
Умение учиться:
- Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
-Познавательная активность ребенка;
-Усвоение в форме дидактической игры;
- Использует средства, предлагаемые взрослыми (наблюдение, сравнение и т.д.)
-Контролирует себя в процессе выполнения задания;
-Характер вопросов.
- Достигает результата;
- Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.
3.Учебно-познавательная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности
Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.
Структура УД
Учебная задача
Учебные действия
Контроль
Оценка
4. Становление элементов учебной деятельности
Уровни развития учебной деятельности у дошкольников
1-высокий
2-средний
-Слушают указания;
- Руководствуются ими в работе;
- Слушают указания, условно придерживаются их в работе;
3-низкий
- Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей;
- В случае непонимания задают вопросы;
- Слушают указания, но как бы не слышат;
- Не руководствуются ими в работе;
- Правильно оценивают работу других;
- При выполнении работы склонны к подражанию другим;
- Результаты условны.
- К оценке не чувствительны;
- Правильно оценивают свою собственную работу;
- Достигают нужных результатов.
- Результата не достигают.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип осознания процесса обучения
Принцип развивающего обучения
Сущность принципа научности
5.Принципы обучения дошкольников в ДОУ
Принцип наглядности
Принцип воспитывающего обучения
Индивид.
=
Групповая.
Педагог
=
+
Педагог
Фронтальная.
Ребенок
=
+
Педагог
не более 6 чел.
+
группа
6. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
Диагностические методики:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ДИАГНОСТИКАРЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Назовите элементы учебной деятельности?
- Дайте определение учебной деятельности?
- Расскажите о компонентах учебной деятельности?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1
Цели
Мотивы
Способы выполнения
Возраст
2
Лекция- Устные ответы на семинаре
3
Проблемные педагогические ситуации + практические игры
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}