«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическаяигра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» »
«Развитие речи детей дошкольного возрастапосредством дидактической игры»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по теме самообразования
Воспитатель 2 младшей группы
Чабанова Наталья Юрьевна
Общие сведения:
Дата рождения: 29.09.1967
Образование: средне - специальное
Специальность: воспитатель детского сада
Год окончания: 1987
Образование: высшее
Образовательное учреждение: ПГПИ
Специальность: педагогика и методика
начального обучения
Год окончания: 2005
Стаж работы: более 20 лет
Категория: 1 категория
Научно – методическая работа:
Курсы: 2012 г.
«Инновационные технологии обучения и развития
детей дошкольного возраста»
Август, 2014 г.
Выступала на секции дошкольных работников
«Дидактическая игра в развитии детей младшего
дошкольного возраста»
Февраль, 2015 г.
Опубликовала свой авторский материал
«Дидактическая игра в развитии детей младшего
дошкольного возраста» на сайте «Копилка уроков»
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»
П.Ф.Каптерев
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическаяигр а – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Виды дидактических игр
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде ?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный , что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора. Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности . Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.
Использование игрушек в работе по развитию речи
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями и навыками для формирования правильной речи, мы применяем разнообразные игровые упражнения, которые способствуют эмоциональному восприятию детьми информации и игровых действий.
Для обучения через игру нами приобретены и созданы дидактические игры, в которые играют дети, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и с воспитателем. Каждая дидактическая игра содержит познавательные и воспитательные игровые составляющие, сопровождаются игровыми действиями и организационными отношениями.
Игры с мячом
В обогащении речи ребенка , в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей.
Игры с мячом универсальны и разнообразны.
«Мяч бросай и животных называй» ,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Составь предложение» , «Подскажи словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т.д.
Постановка цели проекта
Целью проекта стало развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Участниками проекта : дети, родители, воспитатель
Поставлены задачи:
целенаправленно обогащать словарь детей;
развитие активной речи;
формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; понимания речи окружающих без наглядного сопровождения; способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Данные показателей по развитию речи на сентябрь 2013 г.
Уровень
Развитие речи
Норма
14 детей – 82%
Отставание
3 детей – 18 %
Итого:
17 детей - 100%
Мероприятия по развитию речи у детей, осуществляемые в рамках проекта:
ежедневно и многократно проводились: пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка и губ, повторялись звуки и слова, чётко проговариваясь, и глядя в лицо;
читались стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки;
приучали следить за своей речью детей;
развивали мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т.д.;
к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность (чаще обращались к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры).
каждый день проводили индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки;
создавались условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности;
Работа с родителями
В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Поэтому внимание родителей было также обращено на проблему развития речи детей в раннем возрасте следующим образом:
были подготовлены консультации для родителей на темы: использование сенсорных игр для развития речи; а ваш малыш еще не говорит? Речевое развитие на третьем году жизни;
было проведено собрание для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие». На родительском собрании были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений;
давались рекомендации по данной теме и проводились индивидуальные беседы с родителями, которые в этом нуждались, отвечали на их вопросы.
было проведено анкетирование родителей, целью которого было – лучше узнать родителей.
Данные показателей по развитию речи на май 2014 г.
Уровень
Развитие речи
Норма
16 детей – 94 %
Отставание
1 ребенок – 6 %
Итого:
17 детей - 100%
Данные показателей развития речи детей 2 младшей(в сравнении: сентябрь - май).
Уровень
2013- сентябрь
Норма
2014 - май
14 детей – 82%
Отставание
Итого:
3 детей – 18%
16 детей – 94 %
1 ребенок – 6 %
17 детей - 100 %
17 детей - 100 %
Результаты проекта
К концу года отмечена положительная динамика в развитии речи у 94 % детей, и по развитию мелкой моторики у 83% детей.
В результате целенаправленной работы с детьми они стали:
спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира;
у детей появилось желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам;
дети стали использовать в игре предметы - заместители (например, вместо мыла – кубик, вместо градусника – палочка и т.д.);
дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение;
дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными;
дети стали больше проявлять интерес к окружающими предметами, живой и неживой природе. У них сформировалось понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.Спасибо за внимание!