kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая речь – важное условие  развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать  ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
 Гораздо успешнее  это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод  обучения  способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает  речевую  мотивацию;  побуждает детей к общению друг с другом;  процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.


Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать  на все компоненты речи. В  игре ребенок получает возможность  обогащать и закреплять  словарь, формировать грамматические категории, развивать  связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать  словесное  творчество, развивать коммуникативные навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры» »

«Развитие речи детей дошкольного возраста  посредством дидактической игры»   ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования Воспитатель 2 младшей группы Чабанова Наталья Юрьевна

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по теме самообразования

Воспитатель 2 младшей группы

Чабанова Наталья Юрьевна

Общие сведения: Дата рождения: 29.09.1967 Образование: средне - специальное Специальность: воспитатель детского сада Год окончания: 1987   Образование: высшее Образовательное учреждение: ПГПИ Специальность: педагогика и методика  начального обучения Год окончания: 2005 Стаж работы: более 20 лет Категория: 1 категория

Общие сведения:

Дата рождения: 29.09.1967

Образование: средне - специальное

Специальность: воспитатель детского сада

Год окончания: 1987

 

Образование: высшее

Образовательное учреждение: ПГПИ

Специальность: педагогика и методика

начального обучения

Год окончания: 2005

Стаж работы: более 20 лет

Категория: 1 категория

Научно – методическая работа: Курсы: 2012 г.  «Инновационные технологии обучения и развития  детей дошкольного возраста» Август, 2014 г.  Выступала на секции дошкольных работников  «Дидактическая игра в развитии детей младшего  дошкольного возраста» Февраль, 2015 г.  Опубликовала свой авторский материал  «Дидактическая игра в развитии детей младшего  дошкольного возраста» на сайте «Копилка уроков»

Научно – методическая работа:

  • Курсы: 2012 г.

«Инновационные технологии обучения и развития

детей дошкольного возраста»

  • Август, 2014 г.

Выступала на секции дошкольных работников

«Дидактическая игра в развитии детей младшего

дошкольного возраста»

  • Февраль, 2015 г.

Опубликовала свой авторский материал

«Дидактическая игра в развитии детей младшего

дошкольного возраста» на сайте «Копилка уроков»

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»  П.Ф.Каптерев

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»

П.Ф.Каптерев

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.  Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка  .  Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения  способствует созданию заинтересованной ,  непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.  Дидактическая  игр а – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игр а – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Виды дидактических игр Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде ?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.   Игры с предметами или игрушками  направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.  Словесные игры способствуют   развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.   «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Виды дидактических игр

  • Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде ?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
  • Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.
  • Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.

«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный , что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.   Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности .   Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный , что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора. Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности . Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Использование игрушек в работе по развитию речи

Использование игрушек в работе по развитию речи

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями и навыками для формирования правильной речи, мы применяем разнообразные игровые упражнения, которые способствуют эмоциональному восприятию детьми информации и игровых действий. Для обучения через игру нами приобретены и созданы дидактические игры, в которые играют дети, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и с воспитателем. Каждая дидактическая игра содержит познавательные и воспитательные игровые составляющие, сопровождаются игровыми действиями и организационными отношениями.

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми умениями и навыками для формирования правильной речи, мы применяем разнообразные игровые упражнения, которые способствуют эмоциональному восприятию детьми информации и игровых действий.

Для обучения через игру нами приобретены и созданы дидактические игры, в которые играют дети, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и с воспитателем. Каждая дидактическая игра содержит познавательные и воспитательные игровые составляющие, сопровождаются игровыми действиями и организационными отношениями.

Игры с мячом В обогащении речи ребенка , в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей.  Игры с мячом универсальны и разнообразны. «Мяч бросай и животных называй» ,  «Мяч бросай, четко фрукты называй», «Кто где живет?», «Скажи ласково»,  «Что происходит в природе?»,  «Составь предложение» , «Подскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т.д.

Игры с мячом

В обогащении речи ребенка , в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей.

Игры с мячом универсальны и разнообразны.

  • «Мяч бросай и животных называй» ,
  • «Мяч бросай, четко фрукты называй»,
  • «Кто где живет?», «Скажи ласково»,
  • «Что происходит в природе?»,
  • «Составь предложение» , «Подскажи словечко»,
  • «Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т.д.

Постановка цели проекта Целью проекта стало  развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры. Участниками проекта : дети, родители, воспитатель Поставлены задачи: целенаправленно обогащать словарь детей; развитие активной речи; формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; понимания речи окружающих без наглядного сопровождения; способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы; поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает); побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними; формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста; Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Постановка цели проекта

Целью проекта стало развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Участниками проекта : дети, родители, воспитатель

Поставлены задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развитие активной речи;
  • формировать: потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи; понимания речи окружающих без наглядного сопровождения; способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
  • поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
  • формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
  • Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Данные показателей по развитию речи на сентябрь 2013 г. Уровень Развитие речи  Норма 14 детей – 82%  Отставание 3 детей – 18 %  Итого: 17 детей - 100%

Данные показателей по развитию речи на сентябрь 2013 г.

Уровень

Развитие речи

Норма

14 детей – 82%

Отставание

3 детей – 18 %

Итого:

17 детей - 100%

Мероприятия по развитию речи у детей, осуществляемые в рамках проекта:  ежедневно и многократно проводились: пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка и губ, повторялись звуки и слова, чётко проговариваясь, и глядя в лицо; читались стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки; приучали следить за своей речью детей; развивали мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т.д.; к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность (чаще обращались к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры). каждый день проводили индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки; создавались условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности;

Мероприятия по развитию речи у детей, осуществляемые в рамках проекта:

  • ежедневно и многократно проводились: пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка и губ, повторялись звуки и слова, чётко проговариваясь, и глядя в лицо;
  • читались стихи и сказки, рассматривать и называть предметы, игрушки, картинки;
  • приучали следить за своей речью детей;
  • развивали мелкую моторику, используя пуговицы, шнурки, пластилин, горох, конструктор и т.д.;
  • к каждому ребёнку осуществлялся индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность (чаще обращались к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры).
  • каждый день проводили индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки;
  • создавались условия для проведения дидактических игр, которые помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности;

Работа с родителями В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Поэтому внимание родителей было также обращено на проблему развития речи детей в раннем возрасте следующим образом: были подготовлены консультации для родителей на темы: использование сенсорных игр для развития речи; а ваш малыш еще не говорит? Речевое развитие на третьем году жизни; было проведено собрание для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие». На родительском собрании были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений; давались рекомендации по данной теме и проводились индивидуальные беседы с родителями, которые в этом нуждались, отвечали на их вопросы. было проведено анкетирование родителей, целью которого было – лучше узнать родителей.

Работа с родителями

В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание. Поэтому внимание родителей было также обращено на проблему развития речи детей в раннем возрасте следующим образом:

  • были подготовлены консультации для родителей на темы: использование сенсорных игр для развития речи; а ваш малыш еще не говорит? Речевое развитие на третьем году жизни;
  • было проведено собрание для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие». На родительском собрании были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений;
  • давались рекомендации по данной теме и проводились индивидуальные беседы с родителями, которые в этом нуждались, отвечали на их вопросы.
  • было проведено анкетирование родителей, целью которого было – лучше узнать родителей.

Данные показателей по развитию речи на май 2014 г. Уровень Развитие речи  Норма 16 детей – 94 %  Отставание  1 ребенок – 6 %  Итого: 17 детей - 100%

Данные показателей по развитию речи на май 2014 г.

Уровень

Развитие речи

Норма

16 детей – 94 %

Отставание

1 ребенок – 6 %

Итого:

17 детей - 100%

Данные показателей развития речи детей 2 младшей  (в сравнении: сентябрь - май).   Уровень 2013- сентябрь Норма 2014 - май 14 детей – 82% Отставание Итого: 3 детей – 18%  16 детей – 94 %  1 ребенок – 6 % 17 детей - 100 %  17 детей - 100 %

Данные показателей развития речи детей 2 младшей (в сравнении: сентябрь - май).

Уровень

2013- сентябрь

Норма

2014 - май

14 детей – 82%

Отставание

Итого:

3 детей – 18%

16 детей – 94 %

1 ребенок – 6 %

17 детей - 100 %

17 детей - 100 %

Результаты проекта К концу года отмечена положительная динамика в развитии речи у 94 % детей, и по развитию мелкой моторики у 83% детей. В результате целенаправленной работы с детьми они стали:  спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира; у детей появилось желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам; дети стали использовать в игре предметы - заместители (например, вместо мыла – кубик, вместо градусника – палочка и т.д.); дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение; дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными; дети стали больше проявлять интерес к окружающими предметами, живой и неживой природе. У них сформировалось понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Результаты проекта

К концу года отмечена положительная динамика в развитии речи у 94 % детей, и по развитию мелкой моторики у 83% детей.

В результате целенаправленной работы с детьми они стали:

  • спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира;
  • у детей появилось желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам;
  • дети стали использовать в игре предметы - заместители (например, вместо мыла – кубик, вместо градусника – палочка и т.д.);
  • дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение;
  • дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными;
  • дети стали больше проявлять интерес к окружающими предметами, живой и неживой природе. У них сформировалось понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.   Спасибо за внимание!

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Автор: Чабанова Наталья Юрьевна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Тезисы по теме: Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры."
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_po_teme_razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladshego_doshkolnogo_vozr"
    ["file_id"] => string(6) "486680"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542716498"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "«Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »"
    ["seo_title"] => string(80) "riechievoie_razvitiie_dietiei_starshiei_ghruppy_posriedstvom_didaktichieskikh_ig"
    ["file_id"] => string(6) "473014"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528738650"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_riechi_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedstvom_didaktichieskikh_"
    ["file_id"] => string(6) "381406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484846299"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства