Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Презентациюподготовила:Евдокимова Альбина Таузиховнаучитель-логопедМДОУ «Детский сад № 128»г. Ярославль
Дошкольный возраст – это период активного усвоения детьми разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина и других ученых создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Одним из средств развития речи детей являются пальчиковые игры и упражнения. Исследования известного физиолога М.М. Кольцовой привели к выводу, что формирование речевых областей в коре головного мозга происходит в том числе под влиянием кинестетических импульсов, идущих от рук, а точнее от пальцев.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Стимулирует развитие речи;
Способствует улучшению артикуляционных движений;
Повышает речевую активность детей;
Обучает соблюдению речевых пауз ;
Делает речь интонационно выразительной;
Развивает умение подражать взрослому
Обучает вслушиваться и понимать смысл речи;
Укрепляет пальцы и кисти рук, готовит руку к письму;
Создает благоприятный эмоциональный фон.
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Пятый
1
Учет возрастных особенностей детей
Принципы
проведения
пальчиковой
гимнастики
Систематич-ность проведения упражнений
5
2
Принцип интегрирован-
ности
4
3
Принцип обратной связи
От простого к сложному
Этапы разучивания пальчиковых игр:
- Взрослый показывает игру малышу сам;
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка;
- Взрослый и ребенок выполняют движения вместе, взрослый проговаривает текст;
- Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
- Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, взрослый подсказывает и помогает.
Виды пальчиковых игр:
Пальчиковая гимнастика со стихотворным сопровождением;
1
Пальчиковые игры с предметами и природными материалами;
2
3
Пальчиковый, теневой театр;
Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
4
5
Пальчиковые кинезиологические игры.
1.Пальчиковая гимнастика со стихотворным сопровождением – это различные коротенькие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев.
2.Пальчиковые игры с предметами и природными материалами – это игры, с использованием различных предметов (крышек, палочек, прищепок, карандашей и т.д.) . При у детей этом вырабатывается способность мобилизоваться, сосредоточиться, повышается общий уровень организации мышления.
3. Пальчиковый, теневой театр
4.Пальчиковые игры с элементами самомассажа Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Он может проводиться с использованием су-джок мячей, прищепок, аппликатора Кузнецова, ватных палочек, бигуди, массажной расчески, массажных мячиков, резинок, природных материалов (шишек, орехов, желудей).
5.Пальчиковые кинезиологические игры- это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они улучшают память, концентрацию внимания, самоконтроль и произвольность.