Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 435 комбинированного вида» Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество»
Автор: Пешкова Наталья Александровна
Содержание
Пояснительная записка
Постановка проблемы.
Практическая значимость.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Методы работы с детьми
Методические приёмы
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Ожидаемые результаты
Материально-техническое обеспечение
Используемые ресурсы
Приложение.
Пояснительная записка
Название проекта: «Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество»;
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2021;
Тип проекта среднесрочный;
Вид проекта: смешанный (творческий, ролево - игровой);
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, музыкальный руководитель, администрация ДОУ.
Актуальность проекта
В произведениях устного народного творчества заключена особ воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольклора в работе с детьми. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками идёт приобщение к нравственным общечеловеческим ценностям.
Цели и задачи пректа:
Цель : развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей средней группы на основе устного народного творчества. Приобщать детей к культуре своего народа. Расширять имеющиеся представления детей об окружающем мире средствами устного народного творчества.
Задачи: сформировать нравственные качества личности ребёнка через ознакомление с устным народным творчеством;
воспитывать уважение и любовь к своей семье, родному дому;
воспитывать любовь и уважение к своему народу его традициям, обычаям;
показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к устному народному творчеству, обогатить словарный запас соответствующими понятиями.
Методы работы с детьми
Наглядный метод (демонстрация иллюстраций, картин, показ способов действий).
Словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть).
Игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
Народные игры и праздники. Разучивание произведений устного народного творчества. Театрализация;
Принятие определенных социальных ролей;
Дидактические игры, игровые задания направленные на развитие восприятия, мышления, воображения, памяти, речи, мелкой моторики.
Этапы реализации проекта
Подготовительный зтап: подбор теоретической составляющей, определение режима работы мероприятий проекта, информирование родителей, специалистов. Администрации ДОУ о начале проекта, обследование детей о имеющийся информации по данной теме;
Основной этап: реализация проекта;
Заключительный этап: подведение итогов о проделанной работе. Проведение тематических мероприятий.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты: у детей расширятся знания о устном народном творчестве, сформируется и расширится словарный запас, познакомятся и стоками и культурным наследием русского народа , научатся играть в русские народные игры, узнают о народных праздниках;
Предполагаемый продукт проекта: в результате совместной деятельности педагогов и семьи воспитанников в группе создан уголок «У бабушки в избушке» где собраны предметы старины: посуда, игрушки, одежда, произведения устного народного творчества. Дети с большим желанием одевают одежду и обыгрывают сценки из жизни села. Проведена совместная выставка творческих работ детей и родителей, разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с устным народным творчеством используется в повседневной жизни и при реализации режимных моментов.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература; Принтер-ксерокс; Фотоаппарат цифровой; Музыкальный центр; Компьютер; Канцелярские товары (бумага, скотч, ватман, клей, маркеры, гуашь, папки и др.); Проведение открытых мероприятий в рамках проекта, костюмы; предметы старины; атрибуты для проведения тематических мероприятий.
Приложения
Создание игровых ситуаций
Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность
Народные игры. Разучивание произведений устного народного творчества. Театрализация
Принятие определенных социальных ролей
Народные праздники совместно с администрацией и специалистами ДОУ
Что такое устное народное творчество?
Это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество.
Виды устного народного творчества
Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение;
Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер;
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни;
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка;
Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно;
Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет;
Виды устного народного творчества
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка;
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история;
Заклички - представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны;
Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции;
Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам.
У бабушки в избушке
В посуда, игрушки, одежда. Дети с большим желанием одевают группе создан уголок «У бабушки в избушке» где собраны предметы старины: одежду и обыгрывают сценки из жизни села.