Просмотр содержимого документа
«Развитие инженерного мышления дошкольников»
Юхманова Жанна Олеговна,
педагог-психолог
СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Чебурашка»
РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПОДДЕРЖКУ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ
В современное время зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование.
В нашем детском саду создан и успешно функционирует Центр науки и техники, в котором воспитатели дошкольных групп проводят занятия по конструированию, моделированию и робототехнике. Центр оснащен и регулярно пополняется различными видами конструкторов. Каждый ребенок может выбрать себе конструктор по интересу и выполнять модели по схеме или замыслу. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
Педагоги применяют различные способы стимулирования и развития детской инициативы в техническом творчестве. Насыщенная предметно-пространственная среда – мощный стимул к проявлению инициативы и творчества. Конечно, помимо центра Науки и техники в каждой группе есть центры конструирования, где ребята в свободной деятельности мастерят постройки.
Раз в неделю устраивается «Минутка славы», где ребята презентуют модель из конструктора, которую они собирали дома самостоятельно или вместе с членами семьи. Ведь родители – первые педагоги для ребёнка, первые проводники ребёнка в мир. Взаимодействие детского сада с семьёй – огромный потенциал для обучения детей конструированию, при котором развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании дальнейшей учебной деятельности. Родители наших воспитанников не остаются безучастными и поддерживают педагогический коллектив в решении задач художественно-эстетического развития дошкольников.
Совместный мастер-класс для родителей – отличный способ показать семье важность конструирования в формировании предпосылок для развития инженерного мышления детей. На мастер-классе, педагоги рассказали какие конструкторы и подручные материалы можно использовать в семье для развития конструктивных умений ребенка. Если раньше большинство родителей приобретали конструкторы, которые не соответствуют возрасту ребенка (яркие, не дорогие, что выбрал сам ребенок), то теперь подходят к покупке более обдуманно. Если раньше они не показывали ребенку методы действий с конструктором (не видели необходимости в этом), то после мастер-класса для родителей стали понимать необходимость показа ребенку методы действий с конструкторами. Конструируют вместе с ребенком (находят для этого временя). Включаются и остальные члены семьи. Так старший брат одного из воспитанников организовал экскурсию ребят в Точку Роста в школе, где ребята смогли увидеть более сложные робототехнические модели, которые вызвали еще более живой интерес к конструированию и моделированию. Активные родители с удовольствием принимают участие в конкурсах технического творчества.
Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.