Организация работы техномастерской в подготовительной группе в рамках сотрудничества с автомобильным заводом «урал»
Организация работы техномастерской в подготовительной группе в рамках сотрудничества с автомобильным заводом «урал»
В статье описывается работа Техноиастерской в подготовительной группе по проекту "Техномир:шаг в будущее" по развитию инженерного мышления старших дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация работы техномастерской в подготовительной группе в рамках сотрудничества с автомобильным заводом «урал»»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕХНОМАСТЕРСКОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С АВТОМОБИЛЬНЫМ ЗАВОДОМ «УРАЛ»
Развитие технического творчества и инженерного мышления в дошкольном возрасте играет в дошкольном детстве огромную роль, ведь «по данным психологов и социологов, ребёнок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой» [3]. Педагогические знания Ф Фрёбеля отражали его убеждение в том, что «возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на «действии, работе и мышлении» [5]. Деятельность ребенка имеет ведущую роль в развитии его речи и воображения [1]. «К сожалению, современное обучение больше развивает в детях только одну сторону- исполнительские способности, а более сложная и важная сторона- творческие способности человека отдаются воле случая» [4].
В рамках участия ДОУ в качестве инновационной площадки по внедрению парциальной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» педагоги подготовительной группы решили организовать в группе постоянно действующую Техномастерскую.
Цель работы Техномастерской- развитие технического творчества и инженерного мышления у старших дошкольников через конструирование из различных видов конструкторов и бросового материала.
В августе-сентябре 2022 года на подготовительном этапе мы создали кейс бросового материала, куда вошли коробки разных размеров, от спичечных до боле объемных, различные трубки из картона, палочки для коктейля, куски мягкой проволоки, пластиковые баночки и стаканы, крышки от пластиковых бутылок и др.
В это же время мы пополнили центр конструирования различными видами конструкторов: крупный и мелкий LEGO, магнитный конструктор, конструктор «Полесье».
На основном этапе начата работа Техномастерской. Занятия в техномастерской проводятся 1 раз в две недели.
Был составлен перспективный план занятий на 2022-2023 учебный год (табл.1)
Таблица1
Перспективный план занятий Техномастерской в подготовительной группе
Месяц
№ занятия
Тема занятия
Сентябрь
1
История автозавода «Урал»
2
Профессии Уралаза. Кто такой автомобилестроитель? Знакомство с инженерной книгой.
Октябрь
1
Этапы производственного процесса. Что выпускают на автозаводе «Урал»?
2
Литейный цех: оборудование и инструменты
Ноябрь
1
Литейный цех: профессии результат деятельности
Декабрь
1
Листопрокатный цех:оборудование и инструменты
2
Листопрокатный цех: профессии результат деятельности
Январь
1
Формовочный цех: оборудование и инструменты
2
Формовочный цех: профессии результат деятельности
Февраль
1
Сборочный цех: оборудование и инструменты
2
Сборочный цех: профессии результат деятельности
Март
1
Сварочный цех: оборудование и инструменты
2
Сварочный цех: профессии результат деятельности
Апрель
1
Покрасочный цех: оборудование и инструменты
2
Покрасочный цех: профессии результат деятельности
Май
1
Испытательный цех: оборудование и инструменты
2
Испытательный цех: профессии результат деятельности
Было выбрано предприятие для взаимодействия в рамках реализации проекта- автомобильный завод «Урал», выпускающих грузовые автомобили различной модификации.
На первых двух занятиях мы познакомились с историей автомобильного завода «Урал», которая ведет своё начало с 8 июля 1944 года, когда был выпущен первый грузовик «Захар»; вспомнили и узнали о профессиях людей, работающих на этом предприятии, об инструментах и оборудовании, которое они используют. Все полученные знания мы занесли в инженерные книги. В дальнейшем мы познакомили детей с продукцией Уральского автозавода: вахтовые автобусы, шасси, седельные тягачи, спецтехника, бортовые автомобили, самосвалы.
На последующих занятиях мы изучили этапы производственного процесса по изготовлению грузовиков «Урал»: литьё металла в литейном цехе, изготовление стальных листов в листопрокатном цехе, придание им формы для кабины и кузова авто в формовочном цехе, сборка в сборочном цехе, сварка в сварочном цехе, покраска в покрасочном цехе, испытание машин в испытательном цехе.
В дальнейшем мы познакомим детей с продукцией Уральского автозавода: вахтовые автобусы, шасси, седельные тягачи, спецтехника, бортовые автомобили, самосвалы. Алгоритм построения занятия по цехам завода таков:
Введение новых понятий (слов)
Постановка задачи: что мы сегодня должны сделать
Высказывание детьми идей, как это сделать
Непосредственно конструирование из LEGO с добавлением дополнительного, в том числе бросового материала
Внесение рисунков и схем в инженерную книгу
Обыгрывание моделей
Размещение моделей в пространственной среде группы [2].
Изучению одного цеха уделялось не менее двух занятий с целью качественного закрепления новых терминов и понятий.
По результатам промежуточной диагностики по освоению образовательной программы подготовительной группы дошкольники показали повышение таких показателей основ технической подготовки детей, как «проявляет инициативу в конструктивно-модельной деятельности; самостоятельно определяет замысел будущей работы; составляет инженерную книгу; читает простейшие схемы и чертежи; отбирает нужные инструменты для каждой операции».
Таким образом, совместная работа дошкольного учреждения и семьи показала свою эффективность и важность для формирования основ технического творчества старших дошкольников.
Библиографический список:
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет: Игровые технологии.-М.:ТЦ Сфера, 2005.- с.12-14
Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров: учебное пособие.-2-е изд.- Самара: Вектор, 2018.- с.5-76
Маркова В.А., Аверин С.А., Волосовец Т.В. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля».- М.: Элти-Кудиц, 2017.-с.23-26
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990.- с.7-16
Столбунова Н.Н., Сайботалова Е.Б. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего и дошкольного возраста на основе дидактической системы Ф.Фрёбеля.-С-Петербург:Детство-пресс, 2020.-с.3-5.