Просмотр содержимого документа
«"Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"»
МАДОУ
«Детский сад № 11
Центр развития ребенка»
«Развитие
фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Т.В. Кузнецова – учитель-логопед
г. Гусев
МАДОУ детский сад № 11
Центр развития ребенка
«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела: Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог
Г. Гусев
Октябрь, 2016 г.
физиологический
музыкальный
фонематический
Фонематический слух– это способность человекак анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек»:
«Фонематическая лестница»
6. Анализ звукового состава слова
5. Различение звуков
4. Различение слогов
3. Различение слов, близких по звуковому составу
2. Различение высоты, силы, тембра голоса
«Фонематическая лестница»
1. Узнавание неречевых звуков
1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков
Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Игры и упражнения:
«Солнце или дождик»
«Большой – маленький»
«Жмурки с колокольчиком»
«Угадай по звуку, что делать»
2-я «ступенька» - различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игры и упражнения:
«Далек – близко»
«Угадай, как надо делать»
игры - драматизации
3-я «ступенька» – различение слов, близких по звуковому составу
Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
Игры и упражнения:
«Не ошибись»
«Подбери рифму»
«Доскажи словечко»
«Добавлялки»
4-я «ступенька»- различение слогов
Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше.
Игры и упражнения:
«Кто как кричит?»
«Будь внимателен»
5-я «ступенька»- различение звуков
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Игры и упражнения:
«Прогулка на велосипедах»
«Жук или комар?»
«Угадай, кто поет?»
6-я «ступенька» - анализ звукового состава слова
Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).
Работа начинается с анализа гласных звуков.
1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: аист, Ира, Оля, утка.
2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков (красного цвета). Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.
Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор».
Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком». Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
Приступаем к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.
Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).
Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать».
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.
Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.