Просмотр содержимого документа
«Ранняя профориентация в дошкольном образовании»
Труд строителя всем нужен
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать…
Ну а ты, кем хочешь стать?
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе него формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Антон Семёнович Макаренко (советский педагог и писатель) отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности выбора профессии во взрослой жизни.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Цель ранней профориентации
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи ФОП ДО « Познавательное развитие»
1 младшая группа (2-3г.)
-Педагог организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов).
- Педагог знакомит детей с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит
2 младшая группа (3-4 года)
-Педагог побуждает оказывать посильную помощь родным.
Включая детей в отдельные бытовые ситуации, педагог знакомит с трудом людей близкого окружения, ( ходят в магазин, убирают квартиру, двор, готовят еду, водят транспорт и другое).
Знакомит с трудом работников ДОО ( помощника воспитателя, повара, дворника, водителя ).
Демонстрирует некоторые инструменты труда, воспитывает бережное отношение к предметам, сделанным руками человека.
Средняя группа.
- Продолжать развивать представления детей о труде взрослого.
- Педагог знакомит детей с трудом взрослых в городе и сельской местности; с разными учреждениями: общеобразовательные организации, ДОО, поликлиники, магазины, парки, стадионы и другие.
Задачи ФОП ДО « Познавательное развитие»
Старшая группа.
- Педагог расширяет первичные
представления о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких…..).
- Закрепляет представления о
назначении некоторых общественных
учреждений — магазинов,
поликлиники, больниц, кинотеатров,
кафе
- Педагог расширяет представления о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая и т.п.)
Подготовительная группа.
- Педагог формирует представления о профессиях, связанных с природой и её защитой.
- Педагог раскрывает и уточняет назначения общественных учреждений, разных видов транспорта, рассказывает о местах труда и отдыха людей в городе.
- Педагог формирует представления об уходе за животными и растениями, способах выращивания человеком растений, животных (в том числе и культурных, лекарственных растений), профессиях с этим связанных.
Задачи ФОП ДО
«Художественно-эстетическое развитие»
Средняя группа.
-Педагог знакомит детей с творческими профессиями (артист, художник, композитор, писатель).
- Педагог знакомит детей с биографиями и творчеством русских и зарубежных композиторов.
Старшая группа.
- Педагог учит называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства.
- Знакомит детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и пр.); расширяет представления детей в области театральной терминологии (акт, актер, антракт, кулисы и другое).
- Педагог расширяет представления детей о творческих профессиях, их значении, особенностях: художник, композитор,
музыкант, актер, артист балета и другие.
- Педагог расширяет и закрепляет знания детей о телевидении, музеях, театре, цирке, кино, библиотеке; формирует желание посещать их.
- Педагог знакомит детей с произведениями живописи
- Расширяет представления детей о
народном искусстве, фольклоре,
музыке и художественных промыслах.
- Формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Подготовительная группа.
- Расширять знания детей о творчестве известных художников и композиторов; расширять знания детей о творческой
деятельности, её особенностях; называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства;
- Организовать посещение выставок, театров, музеев, цирка (совместно с родителями);
- Знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и прочее.
- Продолжать приобщение детей к театральному искусству через знакомство с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями.
- Педагог расширяет представления детей о творческих профессиях (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и тому подобное).
- Педагог поощряет желание детей посещать выставки, спектакли
детского театра, музея, цирка
- Педагог продолжает знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и прочими, с керамическими изделиями,
народными игрушками).
- Педагог продолжает знакомить детей с архитектурой, закрепляет и обогащает знания детей о том, что существуют здания различного
назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, ДОО, общеобразовательные организации и другое).
Алгоритм ознакомления с профессией
Примеры мнемотаблиц для составления рассказа о профессии