В данное время семья как социальный институт претерпевает серьезные изменения. Потеряно большое число семейных традиций, изменились детско-родительские отношения, разрушен психологический климат в семье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Работа с семьями группы риска в ДОУ"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района
Подготовила: педагог-психолог
Ливадняя И.В.
2021 год
В данное время семья как социальный институт претерпевает серьезные изменения. Потеряно большое число семейных традиций, изменились детско-родительские отношения, разрушен психологический климат в семье.
В таких условиях семья не готова взять на себя всю ответственность по воспитанию своих детей, так как в связи с изменившейся экономической ситуацией родители, в ущерб воспитанию детей, большую часть своего времени вынуждены искать источники к существованию.
Зачастую проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи это проблемы социальной, правовой, материальной, психологической и педагогической сторон её жизни.
При этом все проблемы взаимосвязаны, поэтому по одной встречаются довольно редко.
Семью, имеющую несколько подобных проблем, считают семьей «группы риска»
Как показывают данные исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов.
Все эти периоды жизни семьи вызывают у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.
Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска».
Применительно к семьям «группы риска» используются различные технологии социальной работы.
Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь), направленные на поддержание стабильности семьи, социальное развитие её членов.
Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
С помощью детского сада можно легко провести анализ семей и выявить семьи группы риска на самом раннем этапе и провести раннюю коррекционную работу.
Главной целью работы нашего детского сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ
Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.
Задачи:
Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
4-й этап: составление картотеки семей «группы риска» .
Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
Социальный паспорт семьи
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения
5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» . План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» .
Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.
Семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей) .
7-й этап: анализ работы.
Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.
Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер.
Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей.
Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.