kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над слоговой культурой слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Работа над слоговой культурой слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над слоговой культурой слова»

«Работа над слоговой структурой слова» .

«Работа над слоговой структурой слова»

.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и взаимосвязь слогов в слове. Последствия:  негативные изменения в развитии личности ребёнка, такие как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми. Важно: Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и взаимосвязь слогов в слове.

Последствия: негативные изменения в развитии личности ребёнка, такие как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.

Важно: Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Проявления:   1.Нарушение количества слогов: - сокращение (пропуск) слога: «тенок» - телёнок, «поток» - потолок - опускание слогообразующей гласной: «патина» - путина, «пинино» пианино; - увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: бубалики» - бублики, «пелимени» - пельмени; 2.Нарушение последовательности слогов слове: - перестановка слогов: «понялы» - поляны, «митуны» - минуты; - перестановка звуков соседних слогов: «летефоны» - телефоны, «довопады» - водопады; 3.Искажение структуры отдельного слога: - сокращение стечений согласных: «тол» - стол, «нук» - внук; - вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон, «канант» - канат и т.п.

Проявления:

1.Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога: «тенок» - телёнок, «поток» - потолок

- опускание слогообразующей гласной: «патина» - путина, «пинино» пианино;

- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: бубалики» - бублики, «пелимени» - пельмени;

2.Нарушение последовательности слогов слове:

- перестановка слогов: «понялы» - поляны, «митуны» - минуты;

- перестановка звуков соседних слогов: «летефоны» - телефоны, «довопады» - водопады;

3.Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных: «тол» - стол, «нук» - внук;

- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон, «канант» - канат и т.п.

Коррекционная работа Подготовительный этап:  Подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка Коррекционный этап  Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка

Коррекционная работа

Подготовительный этап:

Подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка

Коррекционный этап

Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка

Подготовительный этап  Работа на невербальном материале  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти. Игры: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).  Виды заданий следующие: · Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке); · Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный); · Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; · Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; · Воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку;

Подготовительный этап Работа на невербальном материале

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти.

Игры: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).

Виды заданий следующие:

· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

· Воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку;

Упражнения на развитие движения рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.    Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).           Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=... (Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)

Упражнения на развитие движения рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.). Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=... (Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)

Работа на вербальном материале    Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Работа на вербальном материале

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В коррекционной работе особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.   Уровень гласных звуков Детям предлагаются следующие задания: · Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике (на карточке); · Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши; · Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; · Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; · Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; · Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

В коррекционной работе особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

· Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши;

· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

· Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов   Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания могут быть следующие: · Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог); • «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог) ; • Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес; • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; • Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ; • Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы; • Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со; • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са; • «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков.

Задания могут быть следующие:

· Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

• «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог) ;

• Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес;

• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ;

• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы;

• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

• Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со;

со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

• «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст.

Уровень слова   В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.    - Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов) .    - Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.    - Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Уровень слова

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

- Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов) .

- Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

- Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над слоговой культурой слова

Автор: Гульназ Билаловна Исламгулова

Дата: 14.09.2021

Номер свидетельства: 586724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Темп речи. "Народы Поволжья - одна семья". "
    ["seo_title"] => string(43) "tiemp-riechi-narody-povolzh-ia-odna-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "135169"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858177"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока чтения в 1 классе по теме: " Звуки [ м ], [ м' ], буквы М, м.""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_chtieniia_v_1_klassie_po_tiemie_zvuki_m_m_bukvy_m_m"
    ["file_id"] => string(6) "376416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483869339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства