kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над слоговой культурой слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Работа над слоговой культурой слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над слоговой культурой слова»

«Работа над слоговой структурой слова» .

«Работа над слоговой структурой слова»

.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и взаимосвязь слогов в слове. Последствия:  негативные изменения в развитии личности ребёнка, такие как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми. Важно: Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Слоговая структура слова – это взаиморасположение и взаимосвязь слогов в слове.

Последствия: негативные изменения в развитии личности ребёнка, такие как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.

Важно: Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Проявления:   1.Нарушение количества слогов: - сокращение (пропуск) слога: «тенок» - телёнок, «поток» - потолок - опускание слогообразующей гласной: «патина» - путина, «пинино» пианино; - увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: бубалики» - бублики, «пелимени» - пельмени; 2.Нарушение последовательности слогов слове: - перестановка слогов: «понялы» - поляны, «митуны» - минуты; - перестановка звуков соседних слогов: «летефоны» - телефоны, «довопады» - водопады; 3.Искажение структуры отдельного слога: - сокращение стечений согласных: «тол» - стол, «нук» - внук; - вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон, «канант» - канат и т.п.

Проявления:

1.Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога: «тенок» - телёнок, «поток» - потолок

- опускание слогообразующей гласной: «патина» - путина, «пинино» пианино;

- увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: бубалики» - бублики, «пелимени» - пельмени;

2.Нарушение последовательности слогов слове:

- перестановка слогов: «понялы» - поляны, «митуны» - минуты;

- перестановка звуков соседних слогов: «летефоны» - телефоны, «довопады» - водопады;

3.Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных: «тол» - стол, «нук» - внук;

- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон, «канант» - канат и т.п.

Коррекционная работа Подготовительный этап:  Подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка Коррекционный этап  Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка

Коррекционная работа

Подготовительный этап:

Подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка

Коррекционный этап

Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка

Подготовительный этап  Работа на невербальном материале  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти. Игры: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).  Виды заданий следующие: · Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке); · Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный); · Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!; · Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами; · Воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку;

Подготовительный этап Работа на невербальном материале

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти.

Игры: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).

Виды заданий следующие:

· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

· Воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку;

Упражнения на развитие движения рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.    Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).           Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=... (Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)

Упражнения на развитие движения рук : выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.). Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=... (Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.)

Работа на вербальном материале    Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Работа на вербальном материале

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В коррекционной работе особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.   Уровень гласных звуков Детям предлагаются следующие задания: · Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике (на карточке); · Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши; · Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; · Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; · Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; · Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

В коррекционной работе особое значение отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике (на карточке);

· Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши;

· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым: А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

· Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов   Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания могут быть следующие: · Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог); • «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог) ; • Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес; • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; • Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ; • Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы; • Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со; • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са; • «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков.

Задания могут быть следующие:

· Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

• «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог) ;

• Сосчитать, сколько слогов взрослый произнес;

• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ;

• Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы;

• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

• Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со;

со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

• «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст.

Уровень слова   В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.    - Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов) .    - Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.    - Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Уровень слова

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

- Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов) .

- Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

- Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над слоговой культурой слова

Автор: Гульназ Билаловна Исламгулова

Дата: 14.09.2021

Номер свидетельства: 586724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОГРАММА внеурочной деятельности   «Живое слово» для учащихся 1класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo-dlia-uchashchikhsia-1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "253342"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447587170"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Темп речи. "Народы Поволжья - одна семья". "
    ["seo_title"] => string(43) "tiemp-riechi-narody-povolzh-ia-odna-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "135169"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858177"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока чтения в 1 классе по теме: " Звуки [ м ], [ м' ], буквы М, м.""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_chtieniia_v_1_klassie_po_tiemie_zvuki_m_m_bukvy_m_m"
    ["file_id"] => string(6) "376416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483869339"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства