kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Темп речи. "Народы Поволжья - одна семья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Тренировка учащихся в умении излагать речевой материал в правильном темпе. Воспитание умения работать в паре.
План занятия.
1.    Тренировка в умении выделять ударный слог и верно ставить ударение в словах.
2.    Упражнение в умении одновременно соблюдать логическое ударение и правильный темп речи.
3.    Упражнение в умении вести диалог  в правильном темпе:
А. Чтение диалога  в правильном темпе вслух по тетради;
4.    Слухозрительное восприятие фраз из текста.
5.    Слухозрительное восприятие текста целиком.
Оборудование: таблицы, таблички, фотографии по теме.
Ход занятия:

1.    Орг. момент.
- Здравствуй. Ты в аппарате? Как ты слышишь?
- Здравствуйте. Да, я в аппарате и слышу нормально.
 - Будем заниматься. Тема урока «Темп речи».       
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I.    Фонетическая зарядка. 
II.    Работа над звуками речи.
III.    Развитие речевого слуха.
              -  Сегодня на занятии будем говорить ряды слогов и выделять ударный слог. Потом  проговаривать звуки в слогах , словах и предложениях. Продолжим работу над словесным и логическим ударением. При чтении и пересказе, ответах на вопросы по теме  будем  учиться соблюдать правильный темп речи.  Что будем делать на занятии?
- Проговаривать ряды слогов, выделять ударение, исправлять произношение,
I.    Фонетическая зарадка.
- Прочитай слоговые упражнения. Ответь на вопросы. Подбери слова, произнеси их с правильным ударением.
ПА'ПА.            Сколько слогов в первом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПАПА'             Сколько слогов во втором  слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПА'ПАПА.       Сколько слогов в третьем слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПАПА'ПА .      Сколько слогов в четвертом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПАПАПА'       Сколько слогов в пятом  слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
Учащийся выполняет задание. Сначала читает ряды слогов, соблюдая ударение, затем   отвечает на вопросы и подбирает слова на заданный ритм.
- Ты молодец, ты правильно выделяешь и расставляешь ударения.
II.    Работа над звуками речи.
- А сейчас мы потренируемся одновременно соблюдать и темп речи и логическое ударение, а также правильно произносить все звуки. Следи за произношение гласных «э» - «ы».
Игра « Угадай, что это?»
(В ящике стола лежит предмет.  Чтобы узнать, что это за предмет, ученик  должен задавать  вопросы. Учитель отвечает только  на  те вопросы,  которые учащийся произносит  в правильном темпе и с соблюдением логического ударения).
- Какого цвета предмет?
- Какую он имеет форму?
- Твердый или мягкий?
- Съедобный или несъедобный?
(Если ученик угадывает, получает яблоко).
- Закрепляем правильное произношение звука «Ц». Послушайте, какое у вас задание.  Прочитать текст «Экзамены».  Обязательно следить за произношением, особенно звука «ц».  Прочитайте  диалог, соблюдая все правила.

Текст № 2. «Экзамены». 
- Ребята, в этом году  вы заканчиваете одиннадцатый класс. Вам предстоит сдавать выпускные экзамены.
- Скажите, какие экзамены мы будем сдавать?
- У вас будет два письменных экзамена - по русскому языку и алгебре.
- Скажите, что мы будем делать на экзамене?
- По русскому языку вы будете писать изложение по нескольким вариантам, а по алгебре выполнять контрольную работу.
- Как будут проходить экзамены?
- Экзамены будут проходить в школе в присутствии экзаменационной комиссии.
- Кто будет в комиссии?
- В составе комиссии будут директор и учителя.
- В котором часу начинаются экзамены?
 - В 9 часов.
- Сколько они будут продолжаться?
- Четыре часа. Во время экзамена вы сможете выйти по необходимости.
- Хочу вам посоветовать,   не торопиться во время выполнения заданий. Сначала вдумчиво прочитайте задание два раза, после выполнения обязательно поверьте свою работу.
- Удачи вам. Желаю получить хорошие оценки.
- Спасибо Вам большое.
Ребята читают диалог. Исправляют ошибки. Объясняют правила.

- Назовите правила произношения, к которым относятся данные ряды слов:
1.    Одиннадцатый , письменный, русскому, комиссии - ….. 
2.    Одиннадцатый. Русскому, комиссии - …. 
3.    В комиссии, в  школе, в присутствии - ….

Дети выполняют задание письменно.
II.    Развитие речевого слуха. 
А.    -  Будем считывать  фразы из текста «Экзамены».  (материал предъявляется на слухозрительной основе)

Считывают фразы;  проговаривают, соблюдая правила внятности речи.
- Вам предстоит сдавать выпускные экзамены.
- У вас будет два письменных экзамена - по русскому языку и алгебре.
- В составе комиссии будут директор и учителя.
- Желаю получить хорошие оценки.
- После выполнения обязательно поверьте свою работу.
Б,         Слухозрительное восприятие текста «Народы Поволжья – одна семья» целиком. (Читает текст 2 раза).
Текст № 1 Народы Поволжья – одна семья.
     В Саратовской области живет более ста разных народов. У каждого народа свой язык, история и культура. Русских — два миллиона триста тысяч человек. В древности русские крестьяне на саратовской земле занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю, выращивали хлеб. Русский народ сочинял легенды, пословицы о народных героях Разине и Пугачеве, о простых людях. Казахов почти восемьдесят тысяч. Казахи начали расселяться в Саратовском Заволжье с конца XVIII века. Наибольшее число казахов живёт  в Александрово-Гайском районе. Основное занятие – разведение овец и крупного рогатого скота.Основание соляного промысла в Саратовской области связано с переселенцами с Украины. Украинцы перевозили соль от озера Эльтон до Саратова. В начале XVIII века. возникли десятки украинских поселений (среди них  Покровская слобода -  нынешний город Энгельс).                 Национальный головной убор татар - тюбетейка, одежда состояла из длинной рубахи и широких штанов. Главный праздник - сабантуй, праздник плуга. У татар есть своя газета и телепередача. Кроме того, в Саратовской области живут армяне, мордва, азербайджанцы, чуваши, немцы, белорусы и др.
- О чем этот текст?
-  Что ты смогла считать с губ? (Отвечают на вопросы).
V.  Итог.
Речевой материал для занятия взят из авторской программы по РРС, рекомендованной для 11 класса школы – интерната I вида г. Саратова.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Темп речи. "Народы Поволжья - одна семья". »

Тема. Темп речи.

Цель. Тренировка учащихся в умении излагать речевой материал в правильном темпе. Воспитание умения работать в паре.

План занятия.

  1. Тренировка в умении выделять ударный слог и верно ставить ударение в словах.

  2. Упражнение в умении одновременно соблюдать логическое ударение и правильный темп речи.

  3. Упражнение в умении вести диалог в правильном темпе:

А. Чтение диалога в правильном темпе вслух по тетради;

  1. Слухозрительное восприятие фраз из текста.

  2. Слухозрительное восприятие текста целиком.

Оборудование: таблицы, таблички, фотографии по теме.

Ход занятия:



  1. Орг. момент.

- Здравствуй. Ты в аппарате? Как ты слышишь?

- Здравствуйте. Да, я в аппарате и слышу нормально.

- Будем заниматься. Тема урока «Темп речи».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Фонетическая зарядка.

  2. Работа над звуками речи.

  3. Развитие речевого слуха.

- Сегодня на занятии будем говорить ряды слогов и выделять ударный слог. Потом проговаривать звуки в слогах , словах и предложениях. Продолжим работу над словесным и логическим ударением. При чтении и пересказе, ответах на вопросы по теме будем учиться соблюдать правильный темп речи. Что будем делать на занятии?

- Проговаривать ряды слогов, выделять ударение, исправлять произношение,

  1. Фонетическая зарадка.

- Прочитай слоговые упражнения. Ответь на вопросы. Подбери слова, произнеси их с правильным ударением.

ПА'ПА. Сколько слогов в первом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?

ПАПА' Сколько слогов во втором слоговом упражнении? На каком слоге ударение?

ПА'ПАПА. Сколько слогов в третьем слоговом упражнении? На каком слоге ударение?

ПАПА'ПА . Сколько слогов в четвертом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?

ПАПАПА' Сколько слогов в пятом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?

Учащийся выполняет задание. Сначала читает ряды слогов, соблюдая ударение, затем отвечает на вопросы и подбирает слова на заданный ритм.

- Ты молодец, ты правильно выделяешь и расставляешь ударения.

  1. Работа над звуками речи.

- А сейчас мы потренируемся одновременно соблюдать и темп речи и логическое ударение, а также правильно произносить все звуки. Следи за произношение гласных «э» - «ы».

Игра « Угадай, что это?»

(В ящике стола лежит предмет. Чтобы узнать, что это за предмет, ученик должен задавать вопросы. Учитель отвечает только на те вопросы, которые учащийся произносит в правильном темпе и с соблюдением логического ударения).

- Какого цвета предмет?

- Какую он имеет форму?

- Твердый или мягкий?

- Съедобный или несъедобный?

(Если ученик угадывает, получает яблоко).

- Закрепляем правильное произношение звука «Ц». Послушайте, какое у вас задание. Прочитать текст «Экзамены». Обязательно следить за произношением, особенно звука «ц». Прочитайте диалог, соблюдая все правила.



Текст № 2. «Экзамены».

- Ребята, в этом году вы заканчиваете одиннадцатый класс. Вам предстоит сдавать выпускные экзамены.

- Скажите, какие экзамены мы будем сдавать?

- У вас будет два письменных экзамена - по русскому языку и алгебре.

- Скажите, что мы будем делать на экзамене?

- По русскому языку вы будете писать изложение по нескольким вариантам, а по алгебре выполнять контрольную работу.

- Как будут проходить экзамены?

- Экзамены будут проходить в школе в присутствии экзаменационной комиссии.

- Кто будет в комиссии?

- В составе комиссии будут директор и учителя.

- В котором часу начинаются экзамены?

- В 9 часов.

- Сколько они будут продолжаться?

- Четыре часа. Во время экзамена вы сможете выйти по необходимости.

- Хочу вам посоветовать, не торопиться во время выполнения заданий. Сначала вдумчиво прочитайте задание два раза, после выполнения обязательно поверьте свою работу.

- Удачи вам. Желаю получить хорошие оценки.

- Спасибо Вам большое.

Ребята читают диалог. Исправляют ошибки. Объясняют правила.



- Назовите правила произношения, к которым относятся данные ряды слов:

  1. Одиннадцатый , письменный, русскому, комиссии - …..

  2. Одиннадцатый. Русскому, комиссии - ….

  3. В комиссии, в школе, в присутствии - ….



Дети выполняют задание письменно.

  1. Развитие речевого слуха.

А. - Будем считывать фразы из текста «Экзамены». (материал предъявляется на слухозрительной основе)



Считывают фразы; проговаривают, соблюдая правила внятности речи.

- Вам предстоит сдавать выпускные экзамены.

- У вас будет два письменных экзамена - по русскому языку и алгебре.

- В составе комиссии будут директор и учителя.

- Желаю получить хорошие оценки.

- После выполнения обязательно поверьте свою работу.

Б, Слухозрительное восприятие текста «Народы Поволжья – одна семья» целиком. (Читает текст 2 раза).

Текст № 1 Народы Поволжья – одна семья.

В Саратовской области живет более ста разных народов. У каждого народа свой язык, история и культура. Русских — два миллиона триста тысяч человек. В древности русские крестьяне на саратовской земле занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю, выращивали хлеб. Русский народ сочинял легенды, пословицы о народных героях Разине и Пугачеве, о простых людях. Казахов почти восемьдесят тысяч. Казахи начали расселяться в Саратовском Заволжье с конца XVIII века. Наибольшее число казахов живёт в Александрово-Гайском районе. Основное занятие – разведение овец и крупного рогатого скота.Основание соляного промысла в Саратовской области связано с переселенцами с Украины. Украинцы перевозили соль от озера Эльтон до Саратова. В начале XVIII века. возникли десятки украинских поселений (среди них Покровская слобода - нынешний город Энгельс). Национальный головной убор татар - тюбетейка, одежда состояла из длинной рубахи и широких штанов. Главный праздник - сабантуй, праздник плуга. У татар есть своя газета и телепередача. Кроме того, в Саратовской области живут армяне, мордва, азербайджанцы, чуваши, немцы, белорусы и др.

- О чем этот текст?

- Что ты смогла считать с губ? (Отвечают на вопросы).

V. Итог.

Речевой материал для занятия взят из авторской программы по РРС, рекомендованной для 11 класса школы – интерната I вида г. Саратова.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Темп речи. "Народы Поволжья - одна семья".

Автор: Пантюхина Лилия Юрьевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135169

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства