Цель. Тренировка учащихся в умении излагать речевой материал в правильном темпе. Воспитание умения работать в паре.
План занятия.
1. Тренировка в умении выделять ударный слог и верно ставить ударение в словах.
2. Упражнение в умении одновременно соблюдать логическое ударение и правильный темп речи.
3. Упражнение в умении вести диалог в правильном темпе:
А. Чтение диалога в правильном темпе вслух по тетради;
4. Слухозрительное восприятие фраз из текста.
5. Слухозрительное восприятие текста целиком.
Оборудование: таблицы, таблички, фотографии по теме.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуй. Ты в аппарате? Как ты слышишь?
- Здравствуйте. Да, я в аппарате и слышу нормально.
- Будем заниматься. Тема урока «Темп речи».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Фонетическая зарядка.
II. Работа над звуками речи.
III. Развитие речевого слуха.
- Сегодня на занятии будем говорить ряды слогов и выделять ударный слог. Потом проговаривать звуки в слогах , словах и предложениях. Продолжим работу над словесным и логическим ударением. При чтении и пересказе, ответах на вопросы по теме будем учиться соблюдать правильный темп речи. Что будем делать на занятии?
- Проговаривать ряды слогов, выделять ударение, исправлять произношение,
I. Фонетическая зарадка.
- Прочитай слоговые упражнения. Ответь на вопросы. Подбери слова, произнеси их с правильным ударением.
ПА'ПА. Сколько слогов в первом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПАПА' Сколько слогов во втором слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПА'ПАПА. Сколько слогов в третьем слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПАПА'ПА . Сколько слогов в четвертом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
ПАПАПА' Сколько слогов в пятом слоговом упражнении? На каком слоге ударение?
Учащийся выполняет задание. Сначала читает ряды слогов, соблюдая ударение, затем отвечает на вопросы и подбирает слова на заданный ритм.
- Ты молодец, ты правильно выделяешь и расставляешь ударения.
II. Работа над звуками речи.
- А сейчас мы потренируемся одновременно соблюдать и темп речи и логическое ударение, а также правильно произносить все звуки. Следи за произношение гласных «э» - «ы».
Игра « Угадай, что это?»
(В ящике стола лежит предмет. Чтобы узнать, что это за предмет, ученик должен задавать вопросы. Учитель отвечает только на те вопросы, которые учащийся произносит в правильном темпе и с соблюдением логического ударения).
- Какого цвета предмет?
- Какую он имеет форму?
- Твердый или мягкий?
- Съедобный или несъедобный?
(Если ученик угадывает, получает яблоко).
- Закрепляем правильное произношение звука «Ц». Послушайте, какое у вас задание. Прочитать текст «Экзамены». Обязательно следить за произношением, особенно звука «ц». Прочитайте диалог, соблюдая все правила.
Текст № 2. «Экзамены».
- Ребята, в этом году вы заканчиваете одиннадцатый класс. Вам предстоит сдавать выпускные экзамены.
- Скажите, какие экзамены мы будем сдавать?
- У вас будет два письменных экзамена - по русскому языку и алгебре.
- Скажите, что мы будем делать на экзамене?
- По русскому языку вы будете писать изложение по нескольким вариантам, а по алгебре выполнять контрольную работу.
- Как будут проходить экзамены?
- Экзамены будут проходить в школе в присутствии экзаменационной комиссии.
- Кто будет в комиссии?
- В составе комиссии будут директор и учителя.
- В котором часу начинаются экзамены?
- В 9 часов.
- Сколько они будут продолжаться?
- Четыре часа. Во время экзамена вы сможете выйти по необходимости.
- Хочу вам посоветовать, не торопиться во время выполнения заданий. Сначала вдумчиво прочитайте задание два раза, после выполнения обязательно поверьте свою работу.
- Удачи вам. Желаю получить хорошие оценки.
- Спасибо Вам большое.
Ребята читают диалог. Исправляют ошибки. Объясняют правила.
- Назовите правила произношения, к которым относятся данные ряды слов:
1. Одиннадцатый , письменный, русскому, комиссии - …..
2. Одиннадцатый. Русскому, комиссии - ….
3. В комиссии, в школе, в присутствии - ….
Дети выполняют задание письменно.
II. Развитие речевого слуха.
А. - Будем считывать фразы из текста «Экзамены». (материал предъявляется на слухозрительной основе)
Считывают фразы; проговаривают, соблюдая правила внятности речи.
- Вам предстоит сдавать выпускные экзамены.
- У вас будет два письменных экзамена - по русскому языку и алгебре.
- В составе комиссии будут директор и учителя.
- Желаю получить хорошие оценки.
- После выполнения обязательно поверьте свою работу.
Б, Слухозрительное восприятие текста «Народы Поволжья – одна семья» целиком. (Читает текст 2 раза).
Текст № 1 Народы Поволжья – одна семья.
В Саратовской области живет более ста разных народов. У каждого народа свой язык, история и культура. Русских — два миллиона триста тысяч человек. В древности русские крестьяне на саратовской земле занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю, выращивали хлеб. Русский народ сочинял легенды, пословицы о народных героях Разине и Пугачеве, о простых людях. Казахов почти восемьдесят тысяч. Казахи начали расселяться в Саратовском Заволжье с конца XVIII века. Наибольшее число казахов живёт в Александрово-Гайском районе. Основное занятие – разведение овец и крупного рогатого скота.Основание соляного промысла в Саратовской области связано с переселенцами с Украины. Украинцы перевозили соль от озера Эльтон до Саратова. В начале XVIII века. возникли десятки украинских поселений (среди них Покровская слобода - нынешний город Энгельс). Национальный головной убор татар - тюбетейка, одежда состояла из длинной рубахи и широких штанов. Главный праздник - сабантуй, праздник плуга. У татар есть своя газета и телепередача. Кроме того, в Саратовской области живут армяне, мордва, азербайджанцы, чуваши, немцы, белорусы и др.
- О чем этот текст?
- Что ты смогла считать с губ? (Отвечают на вопросы).
V. Итог.
Речевой материал для занятия взят из авторской программы по РРС, рекомендованной для 11 класса школы – интерната I вида г. Саратова.