Просмотр содержимого документа
«Путешествие с капелькой воды »
Воспитатель дошкольной организации
первой категории
Ибаева Санубар Гусейнагакызы
Каргалинский район ГККП ДО «Айголек»
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла. Помогаю детям развивать умение находить воду в окружающем мире, знакомлю со свойствами воды (вода растворяет, может менять свой вкус и цвет), закрепляю имеющиеся знания о знакомых свойствах воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха) .
Образовательная область: Познание.
Интеграция: Коммуникация,
Художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мышление и речь.
- развивать умение делать элементарные обобщения и выводы.
- развивать навыки проведения опытов интерес к ним.
- развивать сознательное отношение к бережному использованию воды.
Образовательные: дать понятие о значимости воды в жизни людей.
-развивать умение находить воду в окружающем мире, проводить не сложные опыты с водой.
- продолжать знакомить со свойствами воды (вода растворяет, может менять свой вкус и цвет) в процессе исследовательской деятельности.
- закреплять имеющиеся знания о знакомых свойствах воды (вода жидкость, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха) .
Работа над словарем: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная,
Создание среды для организации и проведения НОД: игрушка «Капитошка», капли воды (большие и маленькие),голубая
краска ,салфетки , готовые шаблоны для аквариума, - рыбки.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде;
рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Планируемые результаты:
-знание свойств воды.
-проявление интереса к опытам, соблюдение мер безопасности при их проведении
- увеличение словарного запаса детей по теме
- дети стали при выполнении водных процедур бережнее относиться к воде
-умение детей действовать самостоятельно
- появление элементарной осознанности понятия значимости воды в жизни детей.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть
- Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть
особенно внимательными.
Я думаю, что мы гостям нашим понравимся.
А теперь давайте поздороваться с гостями.
-Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».
Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька. Я Капитошка!
Воспитатель. А зачем ты к нам пришла?
Капелька. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель. Дети, давайте покажем Капельке, где живут ее сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Поиск капелек воды по группе (дети идут по группе,
делают остановки) .
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут,
завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую
капельку)
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно
много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
-Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная?
За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду,
следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.
- Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.
Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)
Практическая деятельность. Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.
Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём
рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.
Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо
много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные
игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают
большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.
(Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
- Ребята, скажите, зачем людям нужна вода? (Пить, пищу готовить, мыться, купаться,…. и т.д.)
А в детском саду мы с вами ребята любим водой умываться…..
Давайте, поиграем.
Физкультурная минутка
-Надо, надо нам помыться!
Где тут чистая водица?
Кран откроем:- ш-ш-ш!
Руки моем:-с-с-с!
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем!
В: Ребята, а вот что будет, если исчезнет вода. Молодцы ! Вы сказали все правильно: растениям нужна вода, и их нужно поливать водой —
иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут
(рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может жить без воды.
В:-Давайте,Капитошке расскажем о чудесных свойствах воды? Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают) .
В: Как вы догадались? (Вода прозрачная, а молоко нет.)
В: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
(Предлагаю детям совместно провести опыт)
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
В: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?(Да)
В: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их? (Нет)
В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?
Опыт №2 «На определение цвета воды»
Вода бесцветная.
В: Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные полоски. Я буду опускать в воду эти полоски по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой полоски совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных полосок) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь полоска по цвету? ( Нет).
В: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Что вода бесцветная. Я вижу, что вы немного устали. Я хочу поиграть с вами. Вы согласны?
П/игра « Тучка и капельки».
Представьте, что я – мама Тучка, а вы мои детки – капельки. Делайте
все , что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь. Нужно напоить все вокруг. Полетели капельки на землю .Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли
маленькими, веселыми ручейками (аудиозапись)
(дети берутся за руки по двое, образуя ручейки.
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Соединились в одну цепочку).Плывут капельки ,
путешествуют. Текла, текла речка и попала в
большой океан (перестраиваются в хоровод)
двигаются по кругу. А потом вспомнили, что мама
Тучка велела им домой вернуться. А тут и солнышко
пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх,
испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Опыт №3: «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус? ( Вкусный, сладкий).
В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (дает попробовать воду на вкус) . (Вода безвкусная)!
В: А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода? (Кислая).
В: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье.
Попробуйте это сделать дома вместе с родителями и завтра мне расскажете. Договорились?
Опыт №4: «На определение запаха воды»
Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет. (Нет)
В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах? (Есть)
В: А почему вода с лимоном пахнет? (Потому, что лимон пахнет).
В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
Капелька приготовила вам подарки.
На листках бумаги с помощью свечи нарисовано изображение капельки. Она дарит вам вот эти картинки. (Предлагает детям рассмотреть картинки-подарки.) вы что-нибудь видите на них? Это «волшебные» картинки. Но увидеть вы их сможете, если закрасите их полностью голубой краской.
Дети закрашивают «волшебные» картинки. (под муз. композицию)
Ребята, какие вы молодцы! Ну а теперь скажите, что же подарила вам Капелька? (Картинку капельку).
Заключительная часть.
Подведение итогов НОД.
Капитошка. Ребята, вы рады были со мной познакомиться?
Вам было интересно?
Какие секреты вы узнали обо мне и моих сестричках-капельках?
Теперь вы знаете, где меня можно найти, и сейчас я вместе с ручейком уплыву в реку.
Звучит аудиозапись журчания ручья.
Список использованных источников
Николаева С.Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.
Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников: теория и практика. – М.: Институт развития проф. образования, 1999.