Просмотр содержимого документа
«Проект "Радость творчества"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №13 «Солнышко»
ПроектРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.Воспитатель-Фадеева Л.А.Старший воспитатель-Хрякова Л.Н.
П. Лежнево 2014г.
...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
участники проекта: дети, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель
характер контактов: групповая, подгрупповая и индивидуальная деятельность детей
количество участников проекта: 100человек (весь детский сад)
продолжительность проекта: долгосрочный (4 года)
Авторы проекта: Фадеева Л.А.-воспитатель,
Хрякова Л.Н.-старший воспитатель
Актуальность:
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в ней заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей Поэтому проект «Радость творчества» направлен не к тому что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Проблемные вопросы:
Какое влияние оказывает работа в нетрадиционных изобразительных техниках на формирование творческой активности детей?
Какие изобразительные технологии наиболее полно удовлетворяют потребности детей в творчестве?
Цель проекта:
Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
4. Развивать творческое мышление.
5. Формировать практические навыки работы с в нетрадиционных техниках.
Гипотеза:
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Ожидаемые результаты для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные изобразительные средства и нетрадиционные способы .
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4. Сформированность практических навыков работы в различных изобразительных техниках.
Ожидаемые результаты для родителей:
1 . Овладение вместе с детьми соответствующими техническими умениями и навыками .
2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации.
4. Приобретение навыков совместной с детьми творческой деятельности.
Для педагогов:
Будет создана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного нетрадиционного художественного материала;
расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
повысится уровень профессионального
мастерства педагогов
Этапы реализации
проекта
V
Практический этап -
I
Заключительный этап
Организационный -этап
IV
Оценка результатов (аналитический этап)
II
Диагностический - этап
III
Технологическая карта проекта
Поиск, изучение
и обработка информации
(Организационный этап)
Создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей:
Диагностический этап
- выработка концепции проекта, определение цели и задач;
- сбор и изучение информации по вопросу (работа с методической литературой по данной проблеме, просмотр материалов на сайтах Интернет, знакомство с нетрадиционными техниками изображения и т.п.);
-выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.
создание предметно-развивающей среды
(Практический
основной этап)
- апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.
Оценка результатов
(аналитический этап)
Критерии отслеживания:
Заключитель -
ный этап
уровень развития способности художественно-образного восприятия;
уровень художественно-творческой активности;
-уровень заинтересованности родителей;
уровень профессионального роста педагогов
оформление результатов;
презентация проекта.
Срок реализации проекта:
1 год обучения - 2 младшая группа (3-4 года);
2 год обучения - средняя группа (4-5 лет);
3 год обучения - старшая группа (5-6 лет);
4 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Ресурсное обеспечение проекта:
Изостудия «Фантазия»
уголок изобразительной деятельности в группах;
методический инструментарий:
разработка рабочих программ по возрастным группам; картотека дидактических игр и нетрадиционных способов изодеятельности; репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ; подборка виртуальных экскурсий по музеям и выставочным залам;
разработка рабочих программ по возрастным группам;
картотека дидактических игр и нетрадиционных способов изодеятельности;
репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
подборка виртуальных экскурсий по музеям и выставочным залам;
исследовательский инструментарий:
краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь; кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.); бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, пенопласта, открытки, камешки, бусины, фольга, ленты, тесьма); пластилин; и т.д.
кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.);
подборка художественной литературы “Сказки про краски” и оформление библиотечки юного художника
Алгоритм реализации проекта:
Работа с детьми
Взаимодействие с социумом.
Сотрудничество с родителями
Работа с педагогами.
Работа с детьми:
Образовательная деятельность в изостудии «Фантазия»– 2 раза в неделю, в течение учебного года;
“ Чудеса чародея цвета” – дидактические и развивающие игры (“Волшебная поляна”, “Азбука цвета”, “Разноцветные лепестки” и др.) и эксперименты с различными изобразительными материалами, (“Подкрасим воду”, “Кто больше получит оттенков”, “Разноцветные льдинки”) – в течение учебного года;
Чтение художественной литературы -1 раз в неделю
экскурсии в школу искусств и ЦВР – 1 раз в квартал, в течение учебного года;
Самостоятельная продуктивная деятельность детей – в течение года
организация выставок детских работ в изостудии “Фантазия”, а также выставок для родителей – 1 раз в месяц, в течение учебного года
участие в конкурсах детского изобразительного творчества;
оформление альбома детских рисунков “Наше творчество” – ежегодно май.
Сотрудничество с родителями.
1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе
2. Анкетирование родителей.
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике .
4. Оформление фотоальбома работы изостудии «Фантазия».
5. Участие в Неделе Семьи «Город мастеров».
6. Участие в районных и областных викторинах и конкурсах
Работа с педагогами.
1. Выступления на педагогических советах, городских методических объединениях
5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные техники».
6. Семинар-практикум для молодых воспитателей «Использование нетрадиционных методов и приемов рисования в работе с дошкольниками».
Методическое сопровождение
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.
2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.
3. Картотека нетрадиционных способов рисования.
4. Подборка игр с рисунками для детей.
5. Конспекты игр-занятий.
6. Сценарии развлечений.
7. Консультационный материал для педагогов.
8. Консультационный материал для родителей.
9. Обобщение и распространение наработанного материала.
Наша изостудия.
.
Наши шедевры:
IVэтап. Аналитический
При отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, а также наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:
- у детей развивается уверенность в своих силах;
- непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;
- дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;
- у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;
- у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Вывод:
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.
Информационные ресурсы:
Казакова Р.Г Есафьева Г.П. «Учимся рисовать», Ярославль, Академия развития, 2005
. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.
Лыкова И.А. Цветные ладошки» М Сфера 2007г.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском садуМ Сфера 2008г.
Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. Академия развития, 2004 г.
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности». Ж. «Дошкольная педагогика» № 6-8 2007г.
Интернет-сайты:
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей;
http://www.detskiysad.ru – сайт Детский сад.ru;
http://doshvozrast.ru - информация для воспитателей дошкольных учреждений.