Образовательный проект «Первые открытия» Тематика образовательного проекта «Красота. Радость. Творчество».
Образовательный проект «Первые открытия» Тематика образовательного проекта «Красота. Радость. Творчество».
Воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.
Признаками творческой деятельности являются новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Красота. Радость. Творчество». Воспитание современного ребёнка и его творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны творческие личности. Гипотеза: открытие творческих способностей детей, возможно только при создании следующих условий: организации целенаправленной досуговой деятельности ребёнка в дошкольном учреждении, учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей максимальному раскрытию талантов, способностей и раскрытию богатого внутреннего мира современного ребёнка.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого воображения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – развитие творческих способностей младших дошкольников. Объектом проекта выступают творческие способности детей младшего дошкольного возраста, предметом проекта являются психолого-педагогические условия детей младшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По методу обучения ребенка, доминирующему в проекте: комплексный.
По характеру содержания проекта: ребёнок и рукотворный мир.
По характеру участия ребенка в проектировании: исполнитель проекта.
По характеру участия родителей в проектировании: исполнитель проекта.
По характеру контактов ребенка с взрослыми и детьми: внутри одной возрастной группы.
По количеству участников проекта: фронтальный.
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный.
По территориальному признаку:внутри ДОУ.
Участникипроекта: М.И.Комарова – воспитатель второй младшей группы №7,
Е.В.Марченко - воспитатель второй младшей группы №7.
Целевая группа - дети второй младшей группы и родители воспитанников.
Актуальность.
Воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.
Признаками творческой деятельности являются новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Красота. Радость. Творчество». Воспитание современного ребёнка и его творческих способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны творческие личности. Гипотеза: открытие творческих способностей детей, возможно только при создании следующих условий: организации целенаправленной досуговой деятельности ребёнка в дошкольном учреждении, учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создание соответствующей развивающейпредметно-пространственной среды, способствующей максимальному раскрытию талантов, способностей и раскрытию богатого внутреннего мира современного ребёнка.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого воображения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – развитие творческих способностей младших дошкольников. Объектом проекта выступают творческие способности детей младшего дошкольного возраста, предметом проекта являются психолого-педагогические условия детей младшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности.
Цель проекта: создать психолого-педагогические условия, раскрывающие творческий потенциал и способности младших дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
Формировать интерес к художественной деятельности.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства.
Развивать мелкую моторику рук.
Развиватьпознавательную активность.
Образовательные:
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Формирование интереса к видам творчестваи овладение приёмами и техниками художественного творчества.
Развитие познавательной активности.
Развитие мелкой моторики рук.
Проявление интереса к совместной исследовательской деятельности.
Развитие чувства защищенности и поддержки со стороны родителей.
Для родителей:
Непрерывное образование воспитывающих взрослых,повышение педагогической компетентности.
Участие в различных конкурсах, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
Активизируется деятельность родителей в жизни ребёнка в дошкольном учреждении.
Активное вовлечение родителей в совместную деятельность, создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Формирование чувства ответственности, гордости.
Для педагогов:
Развитие интереса к использованию метода проектов в педагогической деятельности.
Умение планировать проектную деятельность.
Распространение опыта проектных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Продукт проекта:
оформление приёмной группы «Разноцветный зонтик»- выставка детских работ по изодеятельности; оформление уголка творчества «Чудо - дерево» - выставка детских работ по пластилинографии; оформление театрального уголка - «Волшебный терем»; оформление выставки «Фестиваль пластилиновых цветов»; презентация «Создавая красоту…»; фотоколлаж «Это всё мы!»; итоговое мероприятие «Разноцветная весна».
Продолжительность проекта (01.02.2017 г. - 20.03.2017 г.)
1 этап - подготовительный(01.02.2017 г. - 10.02.2017 г.) Начинание. Планирование. Принятие решения.
2 этап - основной, реализация проекта (10.02.2017 г. – 16.03.2017г.)
Содержание проекта
Технологическая карта реализации проекта
(в соответствии с направлениями развития)
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, воспитание интереса к художественно - творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Обеспечивать условия и создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Развивать интерес к играм, активность в двигательной деятельности.
Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами.
Развитие свободного общения с взрослым и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие компонентов устной речи детей.
Совершенствовать умение отвечать на заданные вопросы, подбирать необходимые для описания предмета слова.
Воспитание интереса и любви к литературной речи.
Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, выделять характерные признаки предметов.
Обеспечение гармоничного физического развития, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Технологическая карта реализации проекта
(по видам деятельности)
Вид
деятельности
Форма работы
Специфические задачи психолого-педагогической работы
Украшение предметов личного пользования (расчестка)
Конструирование из мозаики, цветных карандашей
Художественный труд поделки для выставок детского творчества «Масленица», «ПДД детям»
«Галстук папе», «Подарок маме».
Весёлые раскраски
Организация и оформление выставок.
Развитие продуктивной деятельности.
Развитие детского творчества.
Приобщение к изобразительному искусству.
Конструирование из разного материала.
Свободное конструирование из природного материала шишки, камушки, желуди, постройки из снега, сухих веточек.
Конструирование из строительного материала.
Коммуникативная
деятельность
Тематические цветные дни «Красный», «Оранжевый», «Жёлтый», «Зелёный», «Голубой», «Синий», «Фиолетовый»
Слушание аудио-сказкок: «Зайка и лиса», «Лисичка Сестричка и серый Волк»», «Теремок», «Зимовье зверей».
Художественно-речевая деятельность: сочинение сказки про Кляксу, про непослушных карандашей.
Чтение художественной литературы
Развивающие игры «Изучаем цвета», «Слови всех бабочек», «Собери цветные фишки», «Собери цвета».
Просмотр развивающих мультфильмов «Весёлая радуга» - 1-7 серии на изучение цветов, «Волшебная кисточка», «Tiny Love», «Носики - курносики», «Изучение цветов с Винни Пухом».
Театрализованные игры – импровизации «Дед и репка», «Хвосты».
Дидактические словесные игры «Собери цвета», «Какого цвета фрукты», «Собери цветную картинку».
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия «Играем с формой и цветом», «Подбери по цвету».
Музей одного предмета «Пуговички»
Предметное коллекцианирование «Чем можно рисовать».
Оформлением тематической выставки «Фестиваль пластилиновых цветов».
Свободное общение на разные темы.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности.
Режиссерские игры с игрушками-персонажами, предметами-заместителями.
Игры-фантазирования
Дидактические игры «Оденем куклу на проулку», «Одень нужное платьице».
Настольно-печатные «Радуга», «Спрячь мышку», «Подбери картинку по цвету», «Составь пары по цвету», «Положи мячик на мето», «Найди такой же предмет», «Подбери фигуру».
Досуговые развлечения «У меня, день Рождения!»
Игры с использованием предметов.
Развитие игровой деятельности детей.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
Двигательная
деятельность
Музыкальная утренняя зарядка «Если ты счастлив, хлопай в хадоши» и английской версии Nursery Rhyme «If you’re happy and you know it».
Физминутки и динамические паузы «Видишь, бабочка летает», «Вот под ёлочкой», «Вышел клоун на арену», «Вышли уточки на луг».
Музыкальные игры (автор Татьяна Образцова)
Пальчиковые игры «Посуда», «Прогулка», «Пчёлки», «Апельсин».
Подвижные игры «На цветной полянке», «Светофор», «Паровоз», «Поймай пузырь», «Солнечные зайчики».
Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Музыкальная
деятельность
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
Поисково-исследовательские мини – проект «Окрашиваем воду»
Развитие сенсорной культуры.
Развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Хозяйственно-бытовой труд:
помощь в уборке группы, игрушек, перестановка в предметно-развивающей среде группы.
Самостоятельное выполнение элементарных поручений: подготовка материалов к занятиям и уборка.
Развитие трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатами.
Работа с родителями
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей»
Анкетирование «Развитие творческих способностей».
Консультации: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Мастер-класс «Галстук папе».
Индивидуальные беседы с родителями.
Составление памяток для родителей по развитию художественного творчества детей.
Рекомендации при работе с пластилиновой живописью.
Участие родителей в конкурсе группы «Фестиваль пластилиновых цветов».
Участие родителей в оформлении приёмной группы «Разноцветный зонтик» - выставка детских работ по изодеятельности.
Участие родителей в оформлении группы «Чудо - дерево» - выставка детских работ по пластилинографии,
«Волшебный терем» - оформление театрального уголка.
Воспитателям
Определить эффективность работы по проекту.
Проведение родительское собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей»
Проведение мастер-класс «Галстук папе».
Оформление приёмной «Разноцветный зонтик» - выставка детских работ по изодеятельности.
Оформление в группе «Чудо - дерево» - выставка детских работ по пластилинографии.
Оформление театрального уголка «Волшебный терем».
Разработать рекомендации для родителей по развитие творческих способностей детей.
Оформление выставки «Фестиваль пластилиновых цветов».
Публикация о мероприятиях на сайте детского сада
Разместить проект, в своём блоге, на сайте MAAM.
Ведение кружка «Пластилин-КА!».
Сделать фото отчёт «Это всё мы!».
Создать презентацию «Создавая красоту…».
Проанализировать результаты работы по развитию художественного творчества детей.
Провести итоговое мероприятие «Разноцветная весна», на котором познакомить родителей и педагогов с результатами работы по проекту.
Коллективная защита проекта.
Выступить на педсовете по результатам работы по проекту.
Участие воспитателя в конкурсах ДОУ, района, в дистанционных конкурсах.
3 этап – заключительный (16.03.2017 г. – 20.03.2017г.) Анализ выполнения проекта. Коллективная защита проекта.
Вывод: Использование проекта, способствовал выработке исследовательских умений, развитию креативности и логического мышления. Проект составлен с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей. Проект стал мощным импульсом к развитию творческих способностей детей, организации целенаправленной досуговой деятельности ребёнкавдошкольном учреждении исоздании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Проектная деятельность позволила не только поддержать детский потенциал, но и оформить в виде культурно – значимого продукта: оформление приёмной группы «Разноцветный зонтик», оформление группы «Чудо-дерево» - выставка детских работ по пластилинографии, «Волшебный терем» - оформление театрального уголка. В целом проект с детьми и родителями, имеет прогрессивный характер и позволил не только получить позитивный социальный опыт, но и позволил всем участникам проекта стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса, дал толчок для развития новых нестандартных действий и решений. Все участники проекта приобрели опыт продуктивного взаимодействия.
Дети получили ранний позитивный опыт реализации различных творческих замыслов, проявили заинтересованность к различным видам творчества и познакомились с нетрадиционными приёмами и техниками художественного творчества, повысилась познавательная активность, сформирован интерес к совместной исследовательской деятельности.
Родители при реализации проекта участвовали в различных конкурсах, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей, повышали педагогическую компетентность. У родителей сформировались доверительные, партнёрские отношения с детьми и педагогами, активизировалась деятельность родителей в дошкольном учреждении.
Для педагогов проект явился одной из интересных форм организации воспитательно-образовательной работы, повысил профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в проектную деятельность, улучшил качество организации целенаправленной досуговой деятельности ребёнка в ДОУ.
Литература
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.